Демографический фактор и местное самоуправлениеМарченко С.А.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Местное самоуправление и миграция населения Демографические парадоксы России Налог на недвижимость и местное самоуправление Местное самоуправление - полномочия и дотации Реформа местного самоуправления 2003–2009 г.г. происходила, в основном, в административной сфере и имела целью наделение полномочиями на местах выборных от населения, то есть максимальное приближение населения к власти, через прямые выборы местного значения. Но эта правильная, нужная и закрепленная в Конституции РФ идея на практике столкнулась с непреодолимым препятствием в форме демографического миграционного процесса. Этот процесс вызван новыми экономическими условиями. По существу, после передела собственности в 90-х годах прошлого столетия значительная часть территорий утратила свое хозяйственное значение и пришла в упадок. Это явление связано, прежде всего, с ликвидацией планового хозяйства в масштабах всей страны, перераспределением финансовых потоков и с утратой традиционных экономических связей между территориями бывшего СССР. Огромное количество сельскохозяйственных поселений, поселков и малых городов с единственным градообразующим предприятием остались вне хозяйственной деятельности и, вместе с тем, с почти полным отсутствием какой-либо легитимной власти. Муниципальная реформа позволила заполнить этот вакуум власти на местах, но улучшить экономическое положение не смогла. На практике реформа местного самоуправления затронула в основном сельские территории с поселениями и малые города, а большие урбанизированные экономические центры - нет. Потому что сразу нашлись инициативные группы, которые прибрали к рукам доходные места, и ни о каком-либо подлинном местном самоуправлении, основанном на справедливых выборах, в этих урбанизированных центрах и речи нет. Конечно, чисто формально все вроде соответствует ФЗ-131 «О местном самоуправлении». Но что видят все невооруженным глазом – это несменяемые больше, чем десятилетие, мэры городов и депутаты городских собраний. Даже губернаторы, кандидатуры которых уже больше четырех лет предлагаются Президентом РФ в особо доходных регионах, чувствуют себя, как пожизненно наделенные губернаторскими полномочиями, вне зависимости от качества жизни и уровня смертности населения данных регионов. Необходимая для существования Российского государства вертикаль власти, которая всеми возможными способами строилась при президенте Путине В.В., оказалась не совсем прямой. В некоторых местах, а именно в экономически развитых урбанизированных зонах России, вертикаль плавно обходит эти зоны и идет вниз. Там живут по своим законам, которые только формально соответствуют ФЗ-131. По существу, там правят устойчивые кланы «бессменных правителей». Возможно это объективный процесс государственно-корпоративного типа рыночной экономики, а возможно, это только временное явление, порожденное сознанием советской эпохи, в которой власть считалась наивысшим благом. ![]() А.М. Васнецов. Расцвет КремляВместе с этим «особым путем» развития местного самоуправления в России происходят и демографические миграционные изменения. При общей тенденции сокращения рождаемости и постоянной убыли государствообразующих народов (численность населения РФ на 2009 г. – 141,9 млн.чел.), растет численность населения урбанизированных зон – экономических региональных центров. Самодеятельное население, человеческий капитал притягивается в крупные города, где есть возможность заниматься экономической деятельностью, возможен карьерный рост, получение образования и качественных услуг. В то же время, на значительной части территории происходит отток населения, возрастное старение, деградация структуры здравоохранения и образования. В общегосударственном макропроцессе наблюдается тенденция, когда население России сосредотачивается в крупных городах-мегаполисах и пригородных урбанизированных зонах вокруг них, а также в городах освоенного центра. Северная часть, Сибирь и Дальний Восток постепенно утрачивают государствообразующее население России. А по всей территории, без разницы от региона, идет другой – микропроцесс: в сельской местности происходит обезлюдение территории с ростом доли крупнейших поселений (более 5 000 чел), однако их крайне мало - менее 1% сельских населенных пунктов. А население малых городов, в целом, сильно сокращается и переселяется в крупные экономические центры. Существует уже довольно много городов-призраков с закрытыми градообразующими предприятиями. Таблица 1. Количество городов и поселков городского типа в РФ
Таблица 2. Количество проживающих в городах и поселках городского типа в РФ (тыс. чел.)
Урбанизированные зоны крупных экономических городов-центров, ставшие местом притяжения человеческого капитала, вступили в новый этап своего роста – субурбанизацию. С улучшением качества жизни горожане стали переселяться в загородные дома и дачи, при этом сохраняя за собой квартиры в городе. Происходит расползание урбанизированной территории, которая еще более увеличивает возможности притяжения рабочей силы, и не только из России. Миллионы граждан ближнего и азиатского дальнего зарубежья легально и нелегально постепенно осваивают и заселяют эти урбанизированные территории. Таблица 2. Показатели миграции в РФ (чел.)
В настоящее время распределение граждан России примерно таково: почти 73% - городское население и 27% - сельское. В абсолютном исчислении это составляет 103,54 млн.чел.(2009г), а в сельской местности – 38,2 млн.чел. Из городского населения в крупных городах живут 40.928 млн.чел. (без учета пригородных зон и городов спутников). И миграционный процесс все ускоряется. К этому процессу добавляется поток русскоязычных беженцев из бывших советских республик Средней Азии и Закавказья, а также беженцы уже с российской территории республик Северного Кавказа, которые покидают свои дома из-за административного и криминального давления местных национальных элит. В то же время, уже совсем по другим причинам и с другой мотивацией в российские мегаполисы прибывают трудовые мигранты, а часто и просто криминальные элементы с тех национальных республик, откуда бежало русскоязычное население. Создалась реальная угроза перманентных конфликтов на национальной почве, которую, учитывая сложную инфраструктуру больших городов и мегаполисов, решить только силовым путем, без принятия мер и законов, на законодательном уровне невозможно. Один из возможных вариантов решения многих проблем в мегаполисах, урбанизированных зонах и крупных городах – это доработка ФЗ-131 под практическое действие в условиях крупных урбанизированных зон, с их социально разобщенным населением, а также большим и очевидным социальным расслоением этого населения. Конституция РФ провозглашает равенство людей, но вот только вклад в развитие российского общества у всех разный и это надо все же учитывать в принимаемых законах. Учитывается здесь все довольно просто и в достаточной мере объективно. Основным показателем является величина налогов, уплачиваемая каждым физическим лицом, а также вклад в различные виды социально-общественной деятельности на безвозмездной основе. При формировании всей системы местного самоуправления, прежде всего, надо учитывать именно мнение добросовестных налогоплательщиков и социально активных людей. ![]()
Пользовательского поиска
|