Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление  № 17   1  2   3  4   5   6   7   8  9  10 11  12  13  14  15 16  17  18 19  20 21 22 24


КОНТРАБАНДА КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Герасимов И.А.,
старший преподаватель
кафедры гражданско-правовых дисциплин
Московского экономико-правового института


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

О концепции государственной политики борьбы с преступностью в России

Преступный оборот валютных ценностей в России

Преступность в России в контексте социально-экономических реформ

Состояние преступности в РФ - аналитические материалы


Настоящее и будущее любого государства во многом зависит не только от содержания его внутреннего развития, но и от характера соприкосновения с внешним миром. Соприкосновение осуществляется главным образом через границы и в определенном пространстве (таможенная территория и таможенная граница), что закономерно предопределяет необходимость выведения таможенной политики России, в общем, и борьбу с контрабандой, в частности, на принципиально важное место в системе реализации ее национальных интересов.

Как социальное явление, контрабанда выражается в значительном ввозе/вывозе товаров и иных материальных средств (предметов) с нарушением установленных государством правил, которые ведут к разрушению основных институтов и систем общества и государства. Анализ служебной деятельности органов пограничного и таможенного контроля свидетельствует, что на современном этапе главными предметами контрабанды на путях международного сообщения являются:

  • вывоз - энергоресурсы, стратегическое сырье и материалы, цветные металлы, оружие и боеприпасы российского производства, антиквариат, древесина, морепродукты, медикаменты и др.;
  • ввоз - алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили, оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества иностранного производства, наркотики, наркосодержащее сырье и другие товары широкого потребления.

Активность контрабандной деятельности зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности РФ и способствующим контрабанде, относятся:

  • преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;
  • зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;
  • недостаточный экспортный и валютный контроль и не замкнутость таможенной границы;
  • неразвитость современной финансовой, организационной, транспортной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности и способствующим контрабанде, относятся:

  • унаследованная от прошлого структурная деформированность национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью;
  • вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;
  • высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;
  • несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынках России, их низкая правовая, финансовая и договорная дисциплина;
  • криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу.

В России контрабандная деятельность имеет ряд особенностей.

Особенность первая - социально-географическая. Российская Федерация занимает настолько большое пространство, что объективно не может находиться вне различных мировых процессов. Достаточно сказать, что Россия граничит с 16 государствами, а протяженность границ РФ составляет 60 тыс.932,8 км. Однако почти 14 тыс.км. границ не оформлены в международно-правовом отношении и не оборудованы в инженерном отношении, имеющиеся 400 пунктов пропуска не способны качественно осуществлять контроль и оформление транспортных средств, товаров и людей.

Из 89 субъектов Российской Федерации - 45 (51%) являются приграничными. Они занимают 76,6% территории России и в них проживает 43,1% населения. Трудное социальное, экономическое и политическое положение в приграничных субъектах вынуждает значительную часть населения этих регионов заниматься контрабандной деятельностью.

Следует отметить также, что 24 субъекта РФ оказались в положении приграничных впервые. Следовательно, трудно ожидать от населения в 47,4 млн. человек моментального осознания указанного события. Значит, потребуется еще не один год, чтобы приграничное население осознало свой статус, во многом ограничивающий права граждан . Следовательно, налицо объективная закономерность существования контрабанды в приграничных районах.

Особенность вторая - социально-экономическая. Радикальные изменения в социальной, экономической, политической и других сферах нашего государства совпали по времени и содержанию с существенными изменениями в соседних государствах. Экономический кризис и социальная нестабильность неизбежно стимулируют соседние государства использовать ситуацию в России для решения своих национальных задач. Как следствие - огромные масштабы контрабанды сырьевых источников (металл, нефть, газ, лес, рыбопродукты, и др.) из России в эти страны. Российские просторы и природные богатства привлекали и сейчас привлекают взоры многих зарубежных правительств, организаций, политических и экономических структур. В связи с этим актуальными и по сей день становятся слова, сказанные знаменитым русским ученым Д.И. Менделеевым: «Россия - это «особая», непознанная и неосвоенная страна. Она представляет собой и цель, и средство для экономики многих стран. Еще больший интерес она будет вызывать, когда многие народы реально столкнуться с результатами своей материальной деятельности, с проблемой жизненного пространства».

Среди тенденций контрабандной деятельности на современном этапе следует отметить:

  • тесное взаимодействие международных и российских мафиозных структур;
  • стремление преступных элементов действовать не только в экспортно-импортных операциях, но и завладеть контролем над объектами государственного сектора экономики;
  • активизация деятельности международной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, незаконного оборота через границу оружия и боеприпасов;
  • появление нового вида контрабандного товара - людей, что ведет к увеличению потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию России, попыткам оседания части из них в пограничных регионах нашей страны и экономического освоения российской территории.

Контрабанда представляет собой относительно известное явление в жизни российского общества, и во все исторические периоды борьба с контрабандой являлась государственным делом. Поэтому государство в лице специальных органов предпринимает различные меры в борьбе с контрабандой.

В системе правоохранительных органов Российской Федерации, осуществляющих защиту экономических интересов и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».

В процессе осуществления таможенной политики и борьбы с контрабандой реализуются две группы целей: экономические и правоохранительные.

Экономические цели таможенной деятельности связанны с осуществлением фискальной и регулятивной функцией таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.). Регулятивная (протекционистская) функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д.

В 2005 г., по предварительным данным, таможенными органами перечислено в доход федерального бюджета 2 триллиона 102,2 миллиарда рублей. В бюджет перечислено на 882,7 миллиарда рублей больше, чем в 2004 г. В декабре 2005 г. в доход федерального бюджета перечислено 252,2 млрд. рублей. О масштабах деятельности таможни по сбору таможенных платежей говорит и такая цифра: каждый день в казну государства таможенники перечисляют почти по 290 млн. долларов. Таможенные платежи обеспечивают 42% доходной части бюджета . При этом рост платежей достигается не только за счет роста внешней торговли, высоких цен на нефть и экспортной составляющей. Это - результат целенаправленной работы по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, ужесточению контроля достоверности декларирования товаров, использованию системы управления рисками, пост-аудиту.

О росте эффективности работы таможенной службы говорят следующие цифры: в 2005 г. каждый вложенный в таможенную службу рубль дал отдачу в 83 рубля (в 2004 г. - 67 рублей), а каждый таможенник принес в доход государства 33,5 млн. рублей (в 2004 г. - 19,2 млн.).

Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды; на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров; пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др.

В условиях либерализации внешней торговли значительно повышается роль и значение оперативно-розыскной деятельности как инструмента борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической сфере. В настоящее время более 70 % преступлений в таможенной сфере выявляется в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, которая ориентирована на повышение эффективности мероприятий по предупреждению и раскрытию контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей, незаконного перемещения технологий, а также невозвращения культурных ценностей, вывезенных с территории России и валютной выручки от товаров, вывезенных за рубеж.

В России 130 таможен, в каждой из которых существуют отделы: оперативно-розыскной, по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с особо опасными видами контрабанды. За 9 месяцев 2005 года ФТС РФ выявило почти две с половиной тысяч преступлений, причем 61% из них (1480 преступлений) - благодаря оперативным материалам правоохранительных подразделений. По сравнению с 2004 годом это примерно на 34% больше. При этом в результате оперативно-розыскных мероприятий было изъято имущества и материальных ценностей на сумму более 2 миллиардов рублей, что превышает аналогичный показатель 2004 года более чем в два раза.

С целью выявления и пресечения фактов незаконного перемещения через таможенную границу России предметов культурной ценности, наркотических средств, оружия и боеприпасов правоохранительными подразделениями проводятся специальные операции, оперативно-розыскные мероприятия. Так, в ходе проведенных мероприятий, в том числе и во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, в 2005 году пресечено 1 313 попыток контрабанды наркотиков. Увеличилось количество изъятых особо опасных видов наркотиков, в том числе, почти в два раза - героина (в 2005 году изъято 1107 килограммов) и в два с половиной раза - кокаина (74 килограмма). Всего в 2005 году из незаконного оборота было изъято более 6 тонн наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ.

Одним из наиболее эффективных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению каналов контрабанды наркотиков является операция «контролируемая поставка». В 2005 г. таможенными органами организовано и проведено 56 «контролируемых поставок» международного и межрегионального уровня, в результате которых изъято 350 кг наркотиков, а также задержаны и привлечены к уголовной ответственности члены преступных группировок, причастные к незаконному обороту наркотиков.

В 2005 году была продолжена практика проведения специальных целевых и комплексных международных и межведомственных операций. В числе наиболее результативных и масштабных можно отметить специальные операции под кодовыми названиями «Апрельский марш», «Мак», «Поезд», а также «Канал-2005». Всего таможенные органы во взаимодействии с российскими и зарубежными коллегами приняли участие в организации и проведении 13 подобных операций, в рамках которых совместными усилиями из незаконного оборота было изъято около 3 тонн наркотиков. В ходе специальных мероприятий таможенными органами изъято 67 единиц оружия, 6237 патронов, 21 кг взрывчатых веществ. По выявленным фактам возбуждено 83 уголовных дела и 62 дела об административных правонарушениях.

Особое внимание оперативно-розыскных подразделений при экспорте-импорте сосредоточено на выявлении и пресечении возможных каналов незаконного перемещения товаров, борьбе с недостоверным декларированием и контрабандой, преступлениями в кредитно-финансовой сфере. В основном, криминалитет сегодня пытается незаконно перемещать через российские границы автомобили, энергоресурсы, товары народного потребления, электротехнику и стройматериалы.

ФТС России начала планомерную работу, направленную на усиление контроля за правильностью декларирования стоимости бытовой техники и радиоэлектроники, пресечению их незаконного импорта. О повышении качества таможенного администрирования в данной сфере свидетельствует отчетливая тенденция к росту зарегистрированного импорта в Россию электробытовой техники и радиоэлектроники. Наиболее существенные изменения отмечаются в импорте мобильных телефонов. По предварительным данным, в январе-октябре 2005 г. официально зарегистрированный импорт составил 8,8 млн. штук на 642 млн. долларов, что больше аналогичных показателей прошлого года соответственно в 4 и 11 раз. Особенно активные изменения на этом рынке начались в июле 2005 года.

Одновременно с ростом количества декларируемых телефонов происходил неуклонный рост их средних цен. Так, средняя декларируемая стоимость мобильных телефонов в ноябре по сравнению с июлем 2005 г. увеличилась в 5,7 раза (с 24 до 138 долларов за штуку), а таможенные платежи выросли в 16,8 раза (с 5,8 млн. до 97,3 млн. долларов). Аналогичные процессы происходят и с цветными и плазменными телевизорами. Средняя декларируемая стоимость плазменных телевизоров выросла в ноябре 2005 г. по сравнению с июлем в полтора раза - с 1000 до 1530 долларов, а таможенные платежи - в 3,7 раза (с 1,7 до 6,3 млн. долларов).

Активизировались действия правоохранительного блока таможенной службы по пресечению нелегальных каналов воза данных товаров. С сентября 2005г. проводится специальная операция «Плазма». В результате проведенных в рамках операции мероприятий по фактам контрабанды возбуждено 49 уголовных дел, выявлено более 750 нарушений таможенного законодательства, по которым предусмотрена административная ответственность, задержано товаров на сумму более 850 млн. рублей . Таким образом, можно говорить о первых результатах усилий таможенных органов по легализации рынка данных товаров группы риска.

Существует огромное количество схем ухода от платежей, и наиболее серьезная из них - использование подложных товаросопроводительных документов. При такой схеме грузы «идут» сразу с двумя комплектами документов - настоящими и поддельными. При выезде из сопредельного государства предъявляются правильные документы, после этого они меняются, и на российской границе оформляются уже по подложным документам. Например, финские таможенники не скрывают, что 60% грузов из этой страны «идут» по подложным документам, то есть контрабандой. Часть из этих документов делается за границей, а часть в России. И когда осуществляется контроль на российской таможне, на этих поддельных документах уже есть соответствующие отметки о прохождении таможни сопредельного государства.

При импорте товаров предпринимаются попытки занижения таможенной стоимости, использования "фирм-однодневок" и т.д. Как правило, в группу риска входят такие высоко облагаемые налогами товары, как обувь, одежда, мебель, электроника и бытовая техника и т.п. При экспорте товаров усилия правоохранительного блока таможенной службы направлены на пресечение правонарушений при вывозе за пределы Российской Федерации леса и лесоматериалов, черных и цветных металлов, морских биоресурсов, противодействие незаконному возврату НДС при "ложном экспорте".

В настоящее время информационные технологии контроля за перемещением грузов позволяют анализировать товарные потоки и на ранней стадии выявить те поставки, которые могут быть сопряжены с рисками для экономики. В то же время по каналам международной правоохранительной сети CEN Регионального узла связи по правоохранительной работе со странами СНГ "RILO-Москва" осуществляется оперативный обмен информацией с таможенными службами стран СНГ и Всемирной таможенной организацией о новых маршрутах перемещения контрабанды и способах её сокрытия. Именно такая информация в дальнейшем становится основой для проведения выборочных досмотров, оперативно - розыскных мероприятий и специальных операций.

Как наиболее эффективное направление борьбы с контрабандой, недостоверным декларированием, уклонением от уплаты таможенных платежей зарекомендовало себя проведение совместных операций с другими правоохранительными ведомствами и зарубежными таможенными службами. На каналах экспорта - импорта в первом полугодии 2004 года были успешно проведены специальные операции "Одер", "Лес-3", "Метал-3", "Акциз", "Эдельвейс" и др.

Так, в целях пресечения незаконного ввоза и вывоза табачной и алкогольной продукции в Северо-Западном, Южном и Центральном регионах была проведена спецоперация "Акциз", по результатам которой возбуждено 13 уголовных дел и 172 дела об административном правонарушении. В том числе проведен комплекс мероприятий по пресечению контрабандных поставок табачной продукции в страны Западной Европы. Выявлено 14 подобных фактов. В частности, в ходе международной операции совместно с таможенными службами Чехии и Германии перекрыт канал поставок табачных изделий в станы ЕС, установлены и задержаны участники международной организованной преступной группы.

В результате операции "Эдельвейс", проводимой в целях профилактики и пресечения недостоверного декларирования и уклонения от уплаты таможенных платежей при ввозе цветочной продукции, ее среднестатистическая стоимость за 1 кг при декларировании увеличилась на 35%, а таможенные платежи с 1 партии свежесрезанных цветов увеличились на 44% .

В дальневосточном регионе существует проблема морских биоресурсов - ежегодно из России без соответствующего таможенного оформления уходит огромное количество этого товара. Так, согласно статистическим данным, только одного кальмара в первом полугодии 2005 года с территории России вывезли больше на 34 600%, чем за аналогичный период 2004 года! В действительности же под видом кальмара, который экспортируется беспошлинно, вывозится другой товар: возможно, краб, гребешок и так далее. По закону после вылова биоресурсов в море судно обязано вернуться в российский порт, пройти таможенное оформление, а затем уже отправляться за границу. Но кто же добровольно будет делать «крюк» в сотни километров? Кроме того, существует еще незаконный способ перегрузки выловленных биоресурсов с судна на судно прямо в открытом море.

Очень актуальна и проблема незаконного вывоза леса - это один из самых криминогенных товаров. Россия - один из ведущих мировых производителей и экспортеров леса и лесоматериалов. Не секрет, что часть лесной продукции вывозится за рубеж с нарушениями законодательства, тем самым наносится ущерб не только бюджету страны, но и экологической безопасности России. Проблема состоит в том, что таможенная служба просто не может учитывать объемы вывозимого леса, так как в России в настоящее время нет для этого методик. Сейчас таможенникам в пункте пропуска предоставляются сопроводительные документы на лес, и они вынуждены соглашаться с тем, что в них указано. Таможенник же - не контролер в прямом смысле - как проверить все вагоны, загруженные лесом-«кругляком» (необработанными бревнами)?

Например, в той же Финляндии лес учитывается по объемам выталкиваемой из резервуаров воды при погружении туда конкретной партии «кругляка». А у нас пока в каждом вагоне за границу «уходят» от семи до десяти лишних кубометров леса. Хотя наработки в этой области существуют уже сейчас: на Дальнем Востоке придумали электронный способ учета древесины, при котором к каждому бревну прикрепляется электронный чип, содержащий информацию для контроля. А таможенники уже только считывают информацию. Пока это единичные партии, но к этому таможня придет в самое ближайшее время. Финансироваться эта система будет за счет тех, кто перемещает товар.

Одной из основных задач, возложенных на таможенные органы, является борьба с контрабандой культурных ценностей. За последнее десятилетие таможенными органами пресечено незаконное перемещение через границу более 90 тысяч предметов, представляющих культурную и историческую ценность. С начала 2005 г. по фактам незаконного перемещения культурных ценностей таможенными органами возбуждено 174 дела об административных правонарушениях и 96 уголовных дел по статье «контрабанда» .

В последнее десятилетие серьезную угрозу национальной безопасности России представляет увеличение потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию России, попытки оседания части из них в пограничных регионах нашей страны и экономического освоения российской территории. Указанную проблему иногда называют проблемой «контрабандных людей». В настоящее время по различным оценкам в России находится от 500 до 1,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, большинство из которых проживают незаконно . Основными направлениями потоков незаконной миграции являются:

  • на въезд в Российскую Федерацию - российско-китайский, российско-азербайджанский, российско-грузинский и российско-казахстанский участки государственной границы, а также воздушные пункты пропуска г.г. Москвы и Санкт-Петербурга;
  • на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии и Польши, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.

В условиях существования устойчивой тенденции к возрастанию количества иностранцев, ежегодно въезжающих на территорию Российской Федерации, незаконная миграция и связанные с ней процессы стали долговременными факторами, оказывающими все более заметное влияние на экономическую, социально-политическую, демографическую и криминальную обстановку в стране и, особенно в ее приграничных регионах. По экспертным оценкам, в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, в строительстве и коммерческой сфере в 2003 году было занято от 3 до 5 миллионов нелегальных иностранных рабочих из Украины, Молдавии, Армении, Грузии, Азербайджана и Таджикистана, а также из Китая и Вьетнама.

При этом проведенные исследования показывают, что из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной, люмпенизированной, с криминогенными тенденциями рабочей силой из соседних стран, которая, находясь на нашей территории, пользуется общественным продуктом, в то же время, не участвуя в экономической жизни Российской Федерации. Так, только в Москве и Московской области за последние годы сложились общины выходцев из Нагорного Карабаха, Армении, Азербайджана, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистана, Киргизии, Казахстана общей численностью в 200 - 300 тысяч человек. Имеются общины выходцев из Афганистана, Индии, Вьетнама, Нигерии и других стран дальнего зарубежья.

Опасность для Российской Федерации со стороны незаконной иммиграции заключается также в том, что многие из иммигрантов, прибывая в поисках лучшей жизни, чувствуют свою безответственность и безнаказанность за пересечение государственной границы, что, в конечном счете, позволяет им организовывать незаконную коммерческую деятельность, включая торговлю оружием, наркотиками, переправку и транзит рабочей силы в страны Западной Европы. Неконтролируемая иммиграция приобрела угрожающий характер, поскольку умело используется криминогенной средой (контрабанда, трафик наркотиков, рэкет и т.д.).

Одной из структур участвующих в противодействии незаконной миграции в Российскую Федерацию стала Пограничная служба ФПС России (в последующем ФСБ России), в частности входящие в ее состав органы пограничного контроля, осуществляющие пропуск через государственную границу лиц транспортных средств и грузов. Результаты служебно-боевой деятельности Пограничной службы показали, что за последние 10 лет количество задержанных на границе России нарушителей и незаконных мигрантов возросло в несколько раз. В их числе поимо граждан ближнего зарубежья оказались граждане более 33 государств, с которыми Россия не имеет даже общей границы.

Результаты анализа визового режима Российской Федерации и государств СНГ, а также практический опыт выявления и задержания органами пограничного контроля незаконных иммигрантов в пунктах пропуска через границу позволил выявить тактику их проникновения в Российскую Федерацию. Ее характерными особенностями являются:

  • использование действительных национальных документов и российских виз, которые после въезда в Российскую Федерацию уничтожаются или прячутся. Вместо них для выезда из Российской Федерации в другие страны приобретаются чужие и поддельные документы, в т.ч. дающие право на безвизовое передвижение лиц по территории государств-участников СНГ;
  • получение российских виз в российских консульских загранучреждениях за пределами территории государства своего гражданства или пребывания;
  • следование в составе хорошо организованных и подготовленных групп, возглавляемых старшим (лидером), который обладает определенным знанием русского языка (или некоторого набора слов) и владеющего обстановкой в пунктах пропуска, а также на маршруте передвижения;
  • применение маршрута въезда в Российскую Федерацию из страны своего гражданства или пребывания не напрямую, а с использованием в качестве транзита территории нескольких государств. Так, в 2003 году около 80% незаконных мигрантов из числа афганцев прибыли в Российскую Федерацию транзитом через государства-республики бывшего СССР, а около 20% - через Иран, Пакистан и Индию. Транзитные иммигранты из стран Ближнего и Среднего Востока предпочитают путь в Россию через республики Средней и Центральной Азии (в основном через Узбекистан и Таджикистан);
  • использование авиационных маршрутов, позволяющих в безвизовом порядке следовать транзитом через территорию Российской Федерации;
  • использование иммигрантами тайников и укрытий в транспортных средствах заграничного следования. Для этого в основном используются железнодорожные поезда, следующие через российско-казахстанский участок границы. Так, только за 2002 г. на данном участке границы выявлено более 20 попыток нелегального въезда в Россию путем укрытия в железнодорожных поездах.

Однако с точки зрения экономики страны, в сфере противодействия незаконной иммиграции имеются и определенные недостатки. Прежде всего, это связано с содержанием в пунктах пропуска двух контрольных органов, участвующих в борьбе с незаконной иммиграцией: органов пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России и органов иммиграционного контроля МВД России. Результаты проведенных исследований зарубежного опыта показывают, что нет ни одной страны в мире, где бы пограничный и иммиграционный контроль осуществляли разные государственные органы. Тем не менее, начиная с 1993 года, в российских пунктах пропуска стали активно создаваться посты иммиграционного контроля (ПИК). При этом денежные средства расходуются как на содержание органов пограничного контроля, так и иммиграционного.

Следовательно, государству экономически нецелесообразно иметь в пунктах пропуска два контрольных органа с дублирующими функциями. Поэтому Федеральная миграционная служба России должна сосредоточить основные усилия на борьбе с незаконными иммигрантами, находящимися внутри страны, а органы пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России вполне могут обеспечить эту деятельность в пунктах пропуска через границу. Кроме того, в целях повышения эффективности борьбы с незаконной иммиграцией необходимо совершенствование нормативной правовой базы, в плане усиления ответственности за организацию незаконной иммиграции.

Для повышения эффективности борьбы с контрабандой необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры таможенных пропускных пунктов. С 1993 по 2004 годы на различных участках границы были построены 186 автомобильных пунктов пропуска и сейчас особое значение приобретает оснащение их современным оборудованием. Только в 2005 году в действие было введено 140 комплектов новых технических средств контроля. В их числе системы «Взгляд», предназначенные для визуального обследования труднодоступных мест, и «Ватсон», которые используются для рентгеновского сканирования скрытых полостей.

Если в 2004 г. был сделан первый шаг на пути перехода от эксперимента к практическому применению электронного декларирования, то к концу 2005 г. эта технология из экзотики превратилась в широко применяемый инструмент таможенного оформления во всех регионах России. В настоящее время 74 таможенных органа имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, и число их увеличивается с каждым днем (в 2004 г. - 15). К настоящему времени с применением электронной формы декларирования оформлено более 15 тысяч грузовых таможенных деклараций, ею пользуются более 200 компаний. В 2006 году планируется довести количество таможенных органов, подключенных к этой системе до 130.

Электронная форма декларирования внедряется не только для автомобильного, но и для железнодорожного и трубопроводного видов транспорта. В 2005 г. Центральная энергетическая таможня внедрила электронное декларирование при таможенном оформлении нефти. В настоящее время декларирование транзита казахстанской нефти по системе Каспийский трубопроводный консорциум - Россия полностью осуществляется в электронном виде. Внедрение электронного декларирования привело к ускорению и повышению прозрачности таможенного оформления, минимизации влияния субъективного фактора при проведении таможенных операций. В среднем время проверки грузовой таможенной декларации в электронном виде и выпуска товаров составляет около 30 минут.

Перспективной задачей является оборудование международных транспортных узлов современными инспекционно- досмотровыми комплексами (ИДК), которые позволяют в течении 5 минут без вскрытия и разгрузки транспортных средств обнаружить запрещенные к перевозке документы. Первый такой ИДК монтируется в настоящее время в ПП «Троебортное» на границе с Украиной. Еще три комплекта будут установлены в 2006 году на финской и латвийской границах. В рамках федеральной целевой программы «Государственная граница» к установке до 2010 года запланированы 19 таких ИДК . Наличие таких комплексов позволит таможеннику в течение нескольких минут увидеть содержимое транспортного средства или контейнера, что чрезвычайно важно как с точки зрения борьбы с терроризмом, различного рода контрабандой, недостоверным декларированием, так и с точки зрения ускорения прохождения границы.

Кроме того, разработана и представлена правительству новая концепция развития таможенной службы до 2010 года. Она предусматривает, в том числе, систему разделения потоков грузов и документов при прохождении товара через контрольный пункт пропуска. То есть оформители работают с документами, а таможенные оперативники контролируют сам груз. Причем эта работа должна будет начинаться с получения информации от зарубежных таможенных служб. После этого уже на территории России будет обеспечиваться оперативное сопровождение грузов, а затем - проведение пост-аудита вплоть до проверки на конкретном складе или в магазине. Когда российская таможня к этому придет, тогда и потоки контрабанды уменьшатся, и участники внешнеэкономической деятельности будут к нам более лояльно относиться, зная открытость наших действий.

С какими трудностями приходится сталкиваться таможенным органам в борьбе с контрабандой? Прежде всего, есть проблемы кадровые. В среднем в каждой таможне шесть оперработников. При этом один из них выполняет обязанности по секретному делопроизводству, другой - по борьбе с контрабандой наркотиков, еще один - с экономическими правонарушениями, особо опасными видами контрабанды - флоры, фауны, оружия и так далее. То есть в среднем по какому-то направлению «рабочий штык» один. Понятно, что шестью оперативниками полностью перекрывать субъект Федерации, конечно, невозможно. В то же время сегодня начинающий таможенный инспектор «на земле» получает 4-6 тысяч рублей. И это на пункте пропуска, где «куется» бюджет государства.

Есть определенные трудности и при работе по некоторым составам преступлений, например, по статьям 180 (незаконное использование товарного знака), 327 (подделка документов, штампов и печатей), 228 (незаконный оборот наркотиков) УК РФ. Несмотря на то, что таможенники постоянно с этими преступлениями сталкиваются, они в сферу их компетенции по закону не входят. Но если жизнь заставляет выявлять эти преступления, тогда надо изменить и УПК РФ так, чтобы пустить таможенников в эту сферу.

Например, доказать контрабанду наркотиков очень сложно. Как правило, берут контрабандиста на нашей территории уже внутри страны, на внутренней таможне. Но таможенники не имеют права возбудить уголовное дело по 228 статье - это должна делать или милиция, или органы ФСКН. Очевидно, необходимость альтернативной компетенции по таким преступлениям.

Кроме того, соответствующим структурам по борьбе с контрабандой не хватает сегодня еще и следствия - они работают только в пределах дознания и после установленного законом срока обязаны передать дело в прокуратуру, а там уже определяется, какому органу отправлять его на доследование. Нужно, чтобы именно следователи-таможенники доводили каждое дело до конца. Это объясняется спецификой таможенных правонарушений и уровнем совершения преступлений, разобраться в которых может только специалист из таможни.

Ведь дела, которые попадают в другие ведомства, зачастую разваливаются именно потому, что следователи не знают, как по ним работать.

Защита национальных интересов в таможенном пространстве страны должна предусматривать осуществление комплекса политических, экономических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, пограничных, природоохранных, социальных и иных мер государства, государственных таможенных органов России по выявлению, предупреждению и парированию угроз национальной безопасности России, противодействию контрабанде.





в начало

при использовании информации - ссылка на сайт www.samoupravlenie.ru - обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100 Рейтинг@Mail.ru