О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РОССИИЖуравлев М.П., заслуженный юрист РФ, Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Преступность в России в контексте социально-экономических реформ Совет Федерации как субъект формирования государственно-правовой стратегии Состояние преступности в РФ (аналитические материалы) Под государственной политикой борьбы с преступностью часто понимается то же, что и под уголовной политикой в широком смысле, т.е. ею охватывается уголовно-правовая политика в узком смысле, пенитенциарная, уголовно-процессуальная, административно-правовая, криминологическая криминалистическая отраслевые политики. Что касается уголовно-правовой политики в узком смысле, в последнее время в печати появились серьезные публикации, в которых отражена обеспокоенность о ее кризисном состоянии. Мы имеем в виду, в частности, статьи А.И. Алексеева «Должна ли уголовная политика быть либеральной?», и Э.Ф. Побегайло «Кризис современной российской уголовной политики». Озабоченность о состоянии уголовной политики в современных условиях, как со стороны ученых, так и практических работников, представляется вполне обоснованной. Для нее, к сожалению, характерны как не всегда оправданный либерализм, который не всегда согласуется с криминологической обстановкой в стране, так и непоследовательность в решении принципиальных вопросов, шараханье из одной крайности в другую, что находит отражение в многочисленных поправках и дополнениях перманентно вносимых в Уголовный кодекс. Столь же сомнительными представляются и некоторые изменения, внесенные в последнее время в Уголовно-исполнительный кодекс РФ. ![]() Сальвадор Дали. Геологическое правосудие. Холст, масло. 1936 г. Несогласованности с положениями УК имели место и при издании Уголовно-процессуального кодекса РФ. Необоснованные вторжения в сферу уголовно-правового регулирования имеют место и при издании законов об административной ответственности. Нет надлежащей согласованности также уголовно-правовой политики и криминологической. Достаточно вспомнить какой колоссальный ущерб делу борьбы с преступностью был нанесен развалом профилактики правонарушений в первой половине 90-х годов XX столетия. Проведение такой политики в совокупности с другими социальными, экономическими, культурно-воспитательными факторами привело к резкому обострению криминологической ситуации в стране. Преступность в нашей стране достигла такого размаха и по количеству совершаемых преступлений и по их тяжести, что она представляет угрозу для национальной безопасности страны. Социологические исследования показывают, что большинство населения по степени опасности и значимости ставит на первое место эту проблему, даже по сравнению с бедностью, безработицей и др. Усиливается организованность преступности, её техническая оснащенность, вооруженность, развиты такие опасные формы преступности, как бандитизм, терроризм, наркобизнес и т.д. В таких условиях очень важно выработать и еще важнее реализовать четкую государственную политику борьбы с этим явлением. Для обуздания преступности необходимо сильное государство. Поэтому требуется повышение роли государства во всех сферах жизни общества. Государство должно выступить одним из основных факторов экономических и социальных преобразований, стать реальным гарантом провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан. Немаловажную роль в этом может сыграть местное самоуправление. Необходимо четко определить пути и средства противостояния криминальному натиску, разработать на основе реалистичной, взвешенной оценки обстановки, закономерностей, возможностей и тенденций общественного развития, стратегию и конкретные меры по укрощению преступности. Общество нуждается в принятии основополагающего политико-правового документа, определяющего в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации стратегию противостояния криминальным угрозам, исходные положения и главные направления политики государства в сфере борьбы с преступностью. Нужны качественно новый уровень управления силами, задействованными на антикриминальном фронте, консолидация государственных органов и структур гражданского общества, согласованность действий всех ветвей власти, координация не только в рамках правоохранительной системы, но и на властно-управленческом уровне как в субъектах Федерации, федеральных округах, так и в масштабах страны. Политико-правовой документ, определяющий основы государственной политики в сфере борьбы с преступностью, в случае его принятия на уровне высшей государственной власти, должен стать документом долговременного действия, реализация которого будет способствовать объединению усилий власти и здоровых сил общества на приоритетных направлениях противодействия этому негативному социальному явлению и, в конечном итоге, преодолению нынешней крайне острой криминальной ситуации. В политическом, в том числе международном плане, очень важно, чтобы российское государство прямо и недвусмысленно заявило мировому сообществу о своей непримиримости по отношению к преступности, в том числе транснациональной, о решимости и готовности вести с нею бескомпромиссную борьбу. Государственная политика борьбы с преступностью призвана обеспечить максимально возможное ограничение этого негативного явления, сведения его к такому уровню, при котором преступность перестанет быть угрозой национальной безопасности, способной подорвать устои жизни общества, повернуть его развитие вспять. Представляется, что в основополагающем политико-правовом документе, определяющем основы государственной политики борьбы с преступностью, целесообразно дать краткую, объективную характеристику сложившейся в стране криминологической ситуации, факторов, влияющих на преступность, определить экономические, социально-политические, идеологические и организационно-правовые предпосылки противодействия преступности. В качестве приоритетного направления борьбы с преступностью четко должно быть определено общее и специальное предупреждение этого негативного явления. Решающим условием обеспечения эффективности предупреждения преступности является восстановление и развитие связей правоохранительных и иных государственных органов с населением. В целях предупреждения преступлений государству необходимо активнее налаживать и развивать сотрудничество с политическими партиями и движениями, религиозными конфессиями, негосударственными СМИ; способствовать как возрождению традиционных (общественные пункты охраны порядка, добровольные народные дружины, советы профилактики на предприятии и др.), так и созданию новых общественных структур профилактической направленности; поддерживать усилия по предупреждению правонарушений, осуществляемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также уличными, квартальными, домовыми комитетами, казачьими формированиями, родительскими советами школ, попечительскими, благотворительными и иными негосударственными организациями. Для формирования целостной государственной политики борьбы с преступностью большое значение имеет выработка принципов, основополагающих идей, которые определяют задачи и направления деятельности всех ветвей государственной власти и правоохранительных органов в данной сфере. По нашему мнению, в современных условиях в российском обществе и государстве целесообразно выделить в качестве основных следующие принципы государственной политики в сфере борьбы с преступностью: социально-экономическая обоснованность; законность, справедливость и гуманизм; демократизм; адекватное реагирование на каждое преступление; интенсивность и наступательность; соответствие мер борьбы с преступностью международным правовым актам. Особое неприятие у сторонников либеральной уголовной политики вызывает принцип интенсивности и наступательности: они склонны видеть в нем призыв вернуться к обвинительному уклону уголовного судопроизводства, пренебрежению правами граждан, попадающих в его орбиту. Однако, наступательность в борьбе с преступностью несовместима с чрезвычайными мерами, она предполагает планомерное наращивание различного рода усилий в строгом соответствии с законом. Недопустимы как обвинительный уклон и расчет только на строгость уголовной репрессии, так и неоправданный либерализм, фактически ведущий к безнаказанности правонарушителей. В интересах борьбы с преступностью необходимо в полной мере использовать механизм государственного принуждения, включая соответствующие уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные средства. Вместе с тем наступательность предполагает упреждение, опережение действий преступников, последовательную реализацию превентивного подхода к делу противодействия преступности. В случае совершения преступления должны быть приняты все меры, которые исключали бы для преступника возможность уклониться от следствия и суда, продолжать свою противоправную деятельность, замести следы преступления, сокрыть имущество, добытое противоправным путем. Все перечисленные принципы взаимосвязаны, ни один из них не может в той или иной степени «конкурировать» с другими. Принципы уголовной политики едины и обязательны для каждой из ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Неукоснительное их соблюдение призвано обеспечить согласованность в деятельности всех государственных органов. Нарушение принципов государственной политики, от кого бы оно ни исходило, должно влечь за собой личную ответственность должностных лиц, по вине которых было допущено. В связи с этим, важно обеспечить прямое регулирующее действие принципов государственной политики в области борьбы с преступностью путем их закрепления в законодательных и иных правовых актах. ![]() Сальвадор Дали. Овцы. Холст, масло. 1942 г. Идут Лиса Алиса и Кот Базилио с Золотым ключиком по большой и красивой стране.
- Вот бы нам иметь такую страну! - мечтательно говорит Базилио. - Да и поимеем! - отвечает Алиса. - Но здесь же еще живут государствообразующие, так сказать "коренные". - Ну и что? Они же вымирают! - А если все же не вымрут? - Ну... тогда мы их посадим! - Как это - посадим? - Да очень просто. У них же для этого все подходящие условия имеются. Даже план посадки есть - "палками" называется. - Вот это да! Поистине Поле Чудес! А кто же будет вместо государствообразующих? - Как кто? Буратино, конечно! - Да ну! Какой же он коренной? Он деревянный! - А для мирового сообщества все одно - коренной или деревянный. А назовем мы Буратино деревянином и будут граждане - деревяне. - А как же мы сделаем такое количество Буратин, то есть деревян? - Ну и глуп же ты, Базилио, хоть и Гарвард закончил! Мы привезем сюда Папу Карло, его родственников и друзей они быстро за деньги коренных много Буратин настрогают. Этот разговор подслушали Карабас-Барабас вместе с Дуремаром, которые крались с дубинами за Котом Базилио и Лисой Алисой. Эта парочка имела собственные виды на Золотой ключик, ну а на государствообразующих они придерживались демократических взглядов - в чужой квартире все равны, а хозяева виноваты! ![]() Сальвадор Дали. Осенний каннибализм. Холст, масло. 1936 г. |