Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление  № 20   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   12   13   14   15   16   17   18


OТ ЧЕРНОБЫЛЯ ДО ВЕЧНОСТИ

В.Я. Возняк


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Ложь во спасение - авария на АЭС «Фукусима-1» в Японии

Климат и безопасность

Глобальное потепление

Безопасность по Дарвину

Снижение рисков и смягчение последствий ЧС

Установление причин общественно опасных происшествий техногенного характера


Катастрофа

Об авторе: Возняк Василий Яковлевич - доктор экономических наук, профессор. Работает профессором кафедры «Менеджмент организации» МЭПИ. В 1986-1991 годах - заведующий Отделом ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, первый заместитель Председателя комитета по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в Правительстве СССР, в 1992-1996 - Председатель Госкомчернобыля России, член Правительства Российской Федерации, Первый заместитель министра МЧС.


В предыдущем номере журнала «Проблемы местного самоуправления» была опубликована статья Н.Н. Радаева «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС на муниципальном уровне» («Проблемы МСУ», № 3 (19), 2006 год). Продолжая эту тему, рассмотрим особенности воздействия на жизнедеятельность населения муниципальных образований последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера с радиоактивным воздействием на людей и радиационным загрязнением окружающей среды.

Представляется, что лучше рассматривать такие вопросы на основе анализа произошедших в нашей стране радиационных аварий и предпринятых мер по защите населения от их последствий, оценить по прошествии времени целесообразность и эффективность осуществленных в этом направлении мероприятий. Не рассматривая специальные технические меры защиты населения (бомбоубежища, противогазы, специальные укрытия и т.п.), которые реализуют в необходимых случаях органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), остановимся на социально-экономических аспектах обеспечения защиты здоровья населения при ЧС с радиоактивными и радиационными последствиями.

В новейшей истории на территории Советского Союза и нынешней Российской Федерации можно отметить несколько крупных радиационных аварий. Самой значимой аварией с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду и поражением населения является авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС (Украина) в 1986 году, получившая официальное название «катастрофы» в документах нашей страны и признанная таковой Организацией объединенных наций (ООН).

Взорвавшийся реактор РБМК-1000 четвертого энергоблока ЧАЭС мощностью в 1 миллион киловатт был введен в эксплуатацию в декабре 1983 года и к моменту аварии проработал 715 эффективных суток. Вес ядерного топлива в реакторе составлял 190,2 тонны (двуокись урана-235 с обогащением 2,0 % по чистому урану). За период работы в активной зоне реактора накопилось 1,5 миллиардов кюри продуктов деления и активации (радиации). Из общего количества ядерного топлива примерно 96 % осталось после аварии в разрушенном реакторе, и 4 % было в результате взрыва и последующего возгорания, длившегося почти две недели, выброшено в атмосферу. Тех четырех процентов радиации (примерно 50 млн. кюри радиоактивности) оказалось достаточно, чтобы радиоактивные облака распространились на полмира, от Китая до Канады. На территории бывшего СССР радиоактивному загрязнению подверглись Украина, Белоруссия и РСФСР с общей площадью по наиболее распространенному радиоактивному элементу цезию-137 с плотностью выше 1 кюри/кв. км. 130 тысяч кв. километров с населением около 5 млн. человек.

В России авария на Чернобыльской атомной электростанции привела к радиоактивному загрязнению 57 тыс. кв.км. территорий 19 административных образований (областей и республик) Российской Федерации, на которых проживало 2, 7 млн. жителей. Наибольшую опасность в первые часы радиоактивные выбросы представляли для жителей города Припять, находящегося в 4 км. от ЧАЭС. В этом городе численностью 50 тыс. жителей проживали в основном работники атомной электростанции и их семьи, а также работники строительных организаций, возводящих вторую очередь АЭС, и обслуживающих атомную станцию предприятий и организаций. Правительственной комиссией, образованной для рассмотрения причин чернобыльской аварии и организации работ по ликвидации ее последствий, было принять решение об эвакуации жителей г. Припяти из опасной радиоактивной зоны, что было выполнено довольно организованно 27 апреля с 14 по 18 часов. Всего же в первоначальный период из опасных для проживания районов трех республик было эвакуировано 116 тысяч человек, из них 181 человек из Брянской области РСФСР.

За прошедшие 1,5 суток со времени взрыва на атомной электростанции до эвакуации населения г. Припяти радиоактивное облучение уже нанесло существенный вред жителям города, многие из них получили значительные доли облучения. Не были приняты необходимые меры по оповещению людей об опасности аварии на ЧАЭС и не доведены до них самые простейшие рекомендации по поведению в такой ситуации (закрывать окна и форточки, не гулять на улицах, не выпускать из домов детей, не проводить массовых мероприятий и т.п.). Руководители атомной электростанции и города, другие должностные лица ждали указаний из Москвы, а после оправдывались, что боялись паники населения. Правда, и государственные органы долго разбирались с этим ЧС и не информировали население. Первое официальное сообщение по радио и телевидению об аварии на Чернобыльской АЭС от имени Совета министров СССР появилось только 28 апреля 1986 года, а в советской прессе - 29 апреля 1986 года. 14 мая 1986 года по радио и телевидению выступил лидер страны - Генеральный Секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев.

В первый период после аварии с радиационным загрязнением (до двух месяцев) одним из основных источников радиационной опасности для населения являются радиоактивные изотопы йода (йод-131). Борьба с этой угрозой довольно простая: необходимо провести с населением так называемую йодную профилактику, т.е. каждому жителю необходимо принять таблетки йодистого препарата и запить водой. Йод заполняет щитовидную железу человека и не дает возможность проникнуть туда радиоактивному йоду, обязательно присутствующему при радиационных авариях на атомных станциях. Такая профилактика во многих случаях не была проведена или проведена с опозданием по многим населенным пунктам, что было уже неэффективным мероприятием.

Население, которое осталось проживать на радиоактивно загрязненных территориях, ощущало на себе воздействие по нескольким направлениям. Обобщающим показателем радиационной опасности низких уровней облучения человека является эффективная доза (ЭД), определенная по суммарному радиобиологическому эффекту воздействия радиоактивных продуктов на человека с учетом всех значимых каналов: внешнее гамма-облучение, внутренне облучение органов и тканей в результате потребления им загрязненных пищевых продуктов и вдыхание загрязненного воздуха. Внутреннее облучение осуществляется через так называемую «радиационную пищевую цепочку». Радиоактивный йод и другие опасные радионуклиды, в первую очередь цезий-137 и стронций-90, загрязняют почву и воду, и через них попадают в сельскохозяйственные растения, откуда идут в пищу человека, а также через корма сельскохозяйственным животным, откуда уже через радиоактивное молоко, мясо и другие продукты попадают к человеку.

Гражданам, проживающим на сильно загрязненных радионуклидами территориях, были введены ограничения на потребление продуктов питания местного производства, что потребовало выплаты определенных денежных компенсаций (30 рублей на человека). Население такой категории составило 260 тысяч человек. Гражданам в менее загрязненных населенных пунктах были введены ограничения только на потребление молока местного производства, им выплачивалась компенсация в сумме 15 рублей на человека. Такой категории населения было в целом по стране более 2 миллионов человек.

Если негативные последствия обычных техногенных аварий и природных катаклизмов можно при определенных технических и экономических возможностях устранить за сравнительно ограниченный период времени - от нескольких месяцев до нескольких лет - то последствия чернобыльской катастрофы проявляются уже 20 лет, и будут проявляться еще долгие годы. Кроме того, стечением времени их отдельные аспекты даже усиливаются. Основные радиоактивные вещества, которые в результате аварии рассеялись по всей территории России и других стран и заразили нашу планету, имеют долгий период распада. Онкологические заболевания, вызванные радиацией, проявляются максимально через 10-20 и более лет после облучения. Снижение иммунного статуса вследствие этой причины приводит к увеличению количества и частоты разных общих заболеваний и более тяжелым формам их протекания, возникает опасность генетических нарушений у будущих поколений.

Анализируя принимаемые в бывшем Советском Союзе меры по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы для населения, можно отметить, что зачастую такие меры запаздывали, не имели целенаправленного программного характера, или осуществлялись под давлением демократических сил страны и самого населения, когда уже проявлялись неблагоприятные последствия воздействия радиации на людей. Так, только 25 апреля 1990 года, через четыре года после аварии, Верховный Совет СССР утвердил Государственную союзно-республиканскую программу неотложных мер на 1990-1992 годы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 12 мая 1991 года был принят Закон СССР о социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, и 15 мая 1991 года - аналогичный Закон в Российской Федерации. Законами был предусмотрен ряд компенсаций и льгот населению за нанесенный ущерб здоровью вследствие радиоактивного облучения, определены условия для переселения жителей из радиоактивно загрязненных территорий или проживания на них.

Катастрофа

Кроме чернобыльской катастрофы, население России испытало на себе воздействие и ряда других ЧС с радиационным воздействием. Так, вследствие допущенных технологических нарушений и аварий на производственном объединении «Маяк» (Челябинская область, 949-1956, 1957, 1967 годы) произошло загрязнение более 23 тысяч кв.км. территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей России с населением 450 тыс. человек. Технологическая авария на Томском химическом комбинате (1993 год) вызвала радиоактивное загрязнение прилегающей к этому комбинату территории Томской области. От испытаний атомного и водородного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне (Казахстан, 1949-1963 годы) серьезно пострадали Алтайский край, Республика Горный Алтай и в несколько меньшей мере другие территории Российской Федерации.

Особенно большое негативное воздействие было оказано на население Алтайского края в результате испытаний на Семипалатинском полигоне. Минимальное расстояние оп прямой от испытательных площадок этого полигона до границы Алтайского края составляет 150 км. Всего за время существования полигона на нем было произведено около 470 ядерных взрывов, в том числе 87 воздушных и 26 наземных. За весь период ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне под действием преобладающих в регионе ветров, радиоактивные продукты ядерных взрывов в направлении Алтайского края распространялись более 50 раз.

Первое отечественное испытание атомного оружия на Семипалатинском полигоне произошло 29 сентября 1949 года. По существующим в настоящее время представлениям, максимальные абсолютные значения доз после этого взрыва составили на входе в Алтайский край свыше 100 рентген. При испытании ядерного заряда 7 сентября 1962 года были максимально радиоактивно загрязнены практически ¾ территории Алтайского края.

Имеются и другие очаги загрязненных радиацией почв, рек, озер и морей. По мере дальнейшего углубленного обследования масштабы радиоактивного загрязнения территорий Российской Федерации еще необходимо уточнять. На существующем в настоящее время Центральном полигоне Российской Федерации, расположенном на архипелаге Новая Земля, было проведено в советский период 132 испытания ядерного оружия, из них 87 воздушных ядерных испытаний. В их числе, в октябре 1961 года была испытана самая мощная в мире водородная бомба мощностью 100 млн. тонн тротилового эквивалента на половину своей мощности. Негативные воздействия этих испытаний на население, в первую очередь прилегающих к полигону северных территорий, до настоящего времени окончательно не исследовано, не осуществлены необходимые меры государственного воздействия по реабилитации северных народов и другого населения наших нефтегазодобывающих районов, получивших радиационное воздействие от испытаний ядерного оружия. В настоящее время в Российской Федерации взято направление на дальнейшее развитие атомной энергетики, планируется строительство новых атомных электростанций, модернизируются действующие.

От аварий, подобных чернобыльской и уральской, пока полностью никто не застрахован. Поэтому важно учиться не только на наших достижениях, но и на наших ошибках, изучать и накапливать необходимый опыт, действия государственных и муниципальных органов при возникающих ЧС с радиационным облучением населения. Только уяснив для себя как непосредственные, так и удаленные последствия радиационных аварий, можно с максимальной пользой применять в интересах людей знания и опыт, накопленные практикой дальнейшего освоения ядерной энергетики, выработать эффективную систему охраны здоровья людей при возможных технических неполадках, связанных с эксплуатацией АЭС, разрабатывать комплекс и других профилактических мероприятий.

Основной целью всех проводимых мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф является социальная реабилитация населения радиоактивно загрязненных территорий. Это комплексное понятие, определяющее совокупность мер, направленных на восстановление условий экономического, экологического, медицинского и психологического характера, нарушение которых наносит ущерб нормальной жизнедеятельности людей в социальной системе. Стратегия и особенно тактика социальной реабилитации должна строиться, исходя из необходимости надежной защищенности экономических и социальных интересов регионов, включая их ресурсные и финансовые интересы. Стимулирование экономических факторов развития региона окажет позитивное воздействие на уровень жизни населения, темпы снижения разрыва между его доходами и специальным для загрязненных территорий потребительским стандартом, необходимым для нормальной жизнедеятельности людей, проживающих в экстремальных условиях.

Если смерть не видна, это не значит, что её нет рядом.
Главный редактор





в начало

при использовании информации - ссылка на сайт www.samoupravlenie.ru - обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100 Рейтинг@Mail.ru