195 заседание Совета ФедерацииТакже рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Совет Федерации как субъект формирования государственно-правовой стратегии II Общероссийский гражданский форум
Председательствующий. ...Не менее важно, что данные материалы носят публичный характер, дают возможность каждому гражданину увидеть объективное измерение результатов работы органов государственной власти... ...Но, кстати, об открытости органов власти: я с удовольствием хочу сообщить, в том числе нашим гостям, приглашенным, что сегодня с самого утра все наше заседание идет в режиме он-лайн в сети Интернет. И впредь все заседания Совета Федерации будут открыты для посетителей сети Интернет в режиме он-лайн. Обратная связь с обществом является обязательным условием способности государства принимать нужные людям законы и добиваться их исполнения и в конечном счете решения проблемы доверия граждан к институтам государственной власти... ...И многим нашим коллегам это удалось, причем как по первой позиции, так и по второй. Потому что все большее и большее количество субъектов Российской Федерации следует нашему федеральному примеру и составляет доклады о состоянии регионального законодательства за истекший период... ...Как результат - отсутствуют основополагающие государственные документы по таким актуальным вопросам, как региональная и, подчеркнул бы особенно, национальная политика в нашем многонациональном государстве. Отсутствие государственной концепции демографической и миграционной политики Российской Федерации не позволяет планировать последовательную и ориентированную на длительный период систему мер в демографической политике как федерального, так и регионального уровней. Острая проблема борьбы с коррупцией также продолжает оставаться в центре внимания органов государственной власти и граждан нашей страны. Однако в стране до сих пор фактически отсутствует антикоррупционное законодательство. Напомню, что соответствующий закон уже седьмой год находится в Государственной Думе без движения... ...Анализ состояния законодательства в области национальной безопасности показал, что, несмотря на ясность понимания приоритетов и проблем в этой сфере, цели обеспечения национальной безопасности по-разному определяются в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в Концепции национальной безопасности, Военной доктриной и иными документами. Они лишь в общем очерчивают замысел достижения защищенности национальных интересов страны, но не делают его целостным и непротиворечивым. Мониторинг нормативных и правовых актов, определяющих развитие системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выявил отсутствие в них конкретности и системности, обнаружил их внутриведомственную ориентированность. Развитие законодательных основ военной безопасности, противодействия терроризму, борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека и гражданина носит, к сожалению, фрагментарный характер. До сих пор находятся в стадии разработки такие системообразующие правовые акты, как, например, федеральный закон о Вооруженных Силах. Требуют совершенствования действующие федеральные законы, например закон об оперативно-розыскной деятельности. Требуется не только ликвидация пробела в федеральном законодательстве, но и создание основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон "О национальной безопасности Российской Федерации", на основании которого могла бы формулироваться стратегия национальной безопасности Российской Федерации... Плигин В.Н....Лица, согласившиеся выполнять государственную функцию, должны быть прозрачны для общества. СМИ должны быть полностью свободны в изложении своей точки зрения на общественные процессы и роль отдельных участников - должностных лиц... ...Мне вчера пришлось провести беседы с целым рядом представителей бизнеса, среднего класса России. Основной аспект, на который они обращали внимание, заключается в том, что до настоящего времени мы не сумели обеспечить предсказуемость их жизни... ...Постоянно ломающаяся практика получения лицензий, согласований, изменения административных процедур, кажущееся упрощение процедур на практике достаточно часто ведет к увеличению объемов отчетности, дезорганизации хозяйственной жизни и страны в целом... ...И последнее. Правовой нигилизм применительно к процессу правотворчества выражается в том, что многим кажется, что закон может быть продуктом свободного волеусмотрения. Это связано со значительным ослаблением роли правовой науки, вызванным прагматизмом последних лет. Думаю, что это понимание ошибочно, оно исключает то, что право изменит собственную внутреннюю природу развития, и если мы это не осознаем, то не значит, что этого процесса не существует вообще... Зорькин В.Д....Зачастую деформации законов начинаются через нормативные акты подзаконного характера. До сих пор эта проблема не изжита, но порой создается даже впечатление, что она нарастает. В массе инструкций, которые касаются прав и свобод граждан, наблюдаются случаи, когда они вообще не публикуются. Казалось бы, это издержки далекого советского времени. Но это, к сожалению, наблюдается и в настоящей ситуации... ...В свое время я говорил, в том числе с высоких трибун, если Россия не будет бороться с коррупцией, цивилизованный мир будет бороться с коррупционной Россией. Мы поздно, но вступили все же на путь этой борьбы... Чайка Ю.Я....В дальнейшем совершенствование под углом зрения приведения в точное соответствие с Конституцией и состоявшимися решениями Конституционного Суда нуждается уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации. Требуется в полном объеме восстановить институт возвращения судом уголовного дела прокурору для устранения препятствий судебного разбирательства, восстановить институт надзорного пересмотра судебных решений при ухудшении положения осужденного или оправданного лица. Установить дополнительные гарантии права потерпевшего на судебную защиту по делам частного обвинения. В уголовный процесс необходимо ввести сокращенную форму досудебного производства по уголовным делам об очевидных преступлениях небольшой и средней тяжести... Иванов А.А....К сожалению, очень много поправок принимается в действующие законы, и до конца неясно, чем каждая из этих поправок обусловлена. Примером этого является налоговое законодательство, в которое принимаются поправки ежегодно, от 10 до 20 законов вносят изменения в Налоговый кодекс. Этот кодекс фактически превратился уже в лоскутное одеяло, состоящее больше чем наполовину из поправок, из исправленных норм, что, естественно, разрушает логику правового регулирования и все подходы, которые разработчики первоначально пытались заложить в этот закон. Хотелось бы подумать о механизме сдерживания этих "лоскутных" поправок в Налоговый кодекс. Было бы, может, важным в связи с этим изменить процедуру. Например, накапливать поправки в рамках профильных комитетов и не обсуждать их по мере поступления. Во всяком случае, выработать такую специальную процедуру, которая позволяла бы не менять одну и ту же норму два, а то и три раза в год. А у нас есть такие примеры, когда нормы Налогового кодекса менялись дважды или трижды в течение года. Накопление этих поправок позволило бы... Во всяком случае, те поправки, которые выдвинуты, соотнести между собой и немножко почистить, избавиться от противоречий, неправильных формулировок, ошибок и так далее. Может быть, имело бы смысл применительно к налоговым законам подумать и о другой процедуре внесения в них изменений. Ведь, к сожалению, и это не секрет, очень многие поправки в налоговые законы вносятся в последних числах декабря и вступают в силу с начала соответствующего налогового года. Налогоплательщики в большинстве случаев даже не успевают подготовиться к изменению соответствующего налогового законодательства. Они просыпаются и после 1 января оказываются в новом налоговом режиме, в том режиме, который они никак даже не могут у себя применить, потому что первые 10 дней - выходные, а потом начинается эпопея, связанная с появлением этих поправок... Тихомиров Ю.А....Я полагаю, что настало время говорить о реализации закона, как о важнейшей задаче государства. Обратите внимание, уважаемые коллеги: в советские годы, с 1938 по 1988 год, было принято около 50 законов, не считая тех, что утверждали указы Президиума Верховного Совета. Сейчас у нас более двух тысяч новых законов, но объем правонарушений растет. Какой-то поразительный парадокс! Он просто бессмысленной делает нашу работу... |