Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление  № 22   1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27


Совет Федерации как субъект формирования государственно-правовой стратегии

Бурбулис Г.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

В Совете Федерации

Понятие правового статуса депутата внутригородского муниципального Собрания в Москве


О роли Совета Федерации в системе органов государственной власти

Я хочу отметить, в чем состоит особенность Совета Федерации как палаты Федерального Собрания - парламента России, которая по разным причинам недооценивается. Наша настойчивая деятельность по мониторингу законодательства и правоприменительной практики связана с нашей принципиальной ответственностью за наш конституционный статус. Совет Федерации, как установлено Конституцией Российской Федерации, единственный орган государственной власти постоянного, непрерывного действия. И если по Конституции Правительство может быть отправлено в отставку, Государственная Дума может быть распущена, а Президенту в силу ряда очень сложных процедур может быть объявлен импичмент, то в отношении Совета Федерации ничего подобного нет. Это орган, по отношению к которому Конституция Российской Федерации закрепляет статус опоры незыблемости и целостности государственного управления, это первое очень важное обстоятельство. Второе. В Совет Федерации делегируются по два представителя от каждого субъекта Федерации. В этом корневом признаке по способу формирования палаты мы иногда себя называем «палатой регионов». И это правильно, потому что сегодня мы лучше всех представляем реальные интересы и жизненные условия регионов в системе государственных органов власти. И мы обязаны эти интересы отстаивать не только в изнурительной полемике с тем или иным министерством, но, прежде всего в законах, которые мы одобряем или отклоняем. Но есть еще одна важнейшая роль Совета Федерации - это отстаивание интересов государства у себя в субъектах, предупреждая те или иные попытки регионального сепаратизма. Мы должны помогать им понять, насколько важно своевременно и на опережение заботиться о национальной безопасности, помогать удерживаться от незаслуженных претензий или нездоровой конкуренции между регионами, складывающихся в силу неупорядоченности полномочий и нормативной базы. Наша пятилетняя работа по мониторингу законодательства выросла, в том числе и в связи с пониманием Советом Федерации этой своей уникальной, фундаментальной и незаменимой конституционной роли. Даже формула Конституции Российской Федерации такова: Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации их одобряет или отклоняет! Мы не принимаем законы, мы являемся своего рода «фильтром». После нас уже ставится под законом подпись главы государства. Чтобы соответствовать этому высокому предназначению - быть правовым политическим фильтром, мы и учимся через ежегодную подготовку докладов Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации», через всю систему мониторинга, которую инициируем, быть этим высокопрофессиональным, ответственным и достаточно гибким органом государственного управления.

Об итогах законодательной деятельности 2006 года

У нас такая сложная картина: парламент работает интенсивно, динамично - в течение года принято 277 законов. Из них вновь принятых федеральных законов 73, причем из этих 73 только 37 - это законы о ратификации международных актов. Наше мнение таково, что такая динамика нередко идет в ущерб качеству. Можно даже сделать такой общий вывод из доклада Совета Федерации: необходимо меньше законов, но лучшего качества. Лучшего качества и более своевременных.

Второе. Мы считаем, что нам на более постоянной и доверительной основе удается сегодня сотрудничать с Правительством РФ, учитывая, что оно было и остается самым активным субъектом законодательных инициатив, поступающих в Государственную Думу. Статистика в этом отношении такова, что из 191 законодательной инициативы, которые были внесены одним субъектом права, 106 - это инициативы Правительства Российской Федерации. Второй в этом отношении субъект законодательной инициативы - Президент Российской Федерации - 26 законодательных инициатив. Депутаты Государственной Думы - 22 инициативы и законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации - 32. Мы считаем, что нам сегодня удается более ответственно и на системной основе сотрудничать с нашими уважаемыми коллегами - депутатами Государственной Думы. Есть даже такая интересная особенность: по Конституции Российской Федерации мы не обязаны участвовать в подготовке законопроектов и в их обсуждении в нулевом и всех остальных чтениях. Мы можем торжественно сидеть и ждать, когда Дума примет закон и он по регламенту придет к нам. Вместе с тем мы по договоренности участвуем с нулевого цикла в обсуждении законопроектов на всех стадиях их обсуждения. И в этом плане разделяем ответственность Государственной Думы за качество того закона, который к нам уже приходит на официальное рассмотрение. Когда нас спрашивают о том, сколько законов мы отклонили, мы отвечаем, что шесть за год. Тогда нам говорят, что мы не фильтр, потому что так доброжелательно или, наоборот, невнимательно относитесь к своей работе. Мы не можем всякий раз говорить, что добровольно приняли такую методологию работы с Государственной Думой и Правительством. Это касается постоянной работы над бюджетным законом как базы всего остального и над всеми другими законами.

О стратегии правового развития Российской Федерации

Мы вводим уже второй год в докладе «О состоянии законодательства в Российской Федерации» понятие стратегии правового развития России. Нуждаясь в нем, прежде всего, для того, чтобы понять, какие законы крайне необходимы в ближайшие годы для страны, а какие могут и подождать. То есть, стратегия правового развития - не красивая научная формулировка, а внутренняя потребность управления развитием общества и государства с точки зрения конституционного критерия правового государства. Без такой стратегии будет очень трудно совершенствовать качество законодательства, потому что будут сохраняться ведомственное лоббирование, политическая конъюнктура момента, манипулирование отсутствием строгих процедур. Беда, когда закон принимается в трех чтениях в один день, или когда годами лежит законопроект. Это все те выводы, которые мы год за годом делаем.

Эти же выводы подтверждают наши партнеры - Минюст, прокуратура, суды. Мы предлагаем объединиться. И уже сейчас завершается работа по доведению до достойного уровня двух принципиальных законов, отсутствие которых качественно отражается на всех наших результатах. Это закон «О нормативных правовых актах Российской Федерации» и закон «О принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов». Десятилетняя история и у того, и у другого: вносились, обсуждались, откладывались, находились, терялись, создавались инициативные новые группы. Сейчас мы эту работу предлагаем осуществить на основе нашего трехлетнего мониторинга, и она превращается уже в стратегически необходимую. То есть эти два закона могут упорядочить весь процесс законотворчества и, самое важное, легитимировать сам институт мониторинга, поскольку до сегодняшнего дня правовой процесс рассматривался на уровне правотворчества и правоприменения, а мы убедились, что мониторинг законодательства и правоприменения - это важнейшая внутренняя потребность, чтобы качество законов и эффективность их применения были адекватны.

Мы приходим к идее, что нужна концепция и долговременная программа законопроектных работ в Российской Федерации как естественное дополнение к стратегии правового развития. Ведь мы хотим все иметь эффективное государство, достойное активное общество, мы хотим все иметь гражданина, хорошо знающего свои права и обязанности, и, одновременно, умеющего права отстоять, а обязанности исполнить, опираясь на законы.

Поэтому каждый гражданин должен знать, что сегодня у государства на этот год, на три года есть такие-то правовые задачи, они ему обеспечат такой-то уровень новых возможностей, а где-то введут для него некоторые новые ограничения. Но это не должно падать на человека как град с неба. Это должно быть предсказуемо, экспертно контролируемо, прозрачно, и долговременно.

Вот такова идея концепции законопроектных работ, в разработке которой и переплавления ее в программу заинтересованы и будут участвовать, в одинаковой мере, Президент, Администрация Президента, Правительство, субъекты Федерации, Дума, Совет Федерации, общественные организации и Общественная палата как квинтэссенция нашего зарождающегося гражданского общества.

О системной экспертизе законодательства

Мы настаиваем на системной, комплексной экспертизе интегральных последствий каждого закона, независимо от того, в какой отрасли права будет действовать данный закон.

Более того, мы сейчас вместе с учеными пытаемся найти внятные показатели так называемой гуманитарной экспертизы. То есть каждый закон, это образ человека, который этот закон, либо стимулирует развиваться, активно жить и ответственно, либо его парализует. Каждый закон - это права и свободы человека либо конституционно обеспеченные, либо, по каким-то причинам, деформированные.

Вот эти обновления представлений об экспертном сопровождении законотворческой деятельности, будут, на наш взгляд, серьезно обсуждаться в том издании, которое все согласны сейчас поддержать, это периодический журнал «Мониторинг права в Российской Федерации». И, может быть, пятилетняя наша работа в этом направлении, которую мы сегодня делаем, по большому счету для самих себя, позволит в какой-то момент создать независимый центр мониторинга права в России, чтобы это была принципиальная, профессиональная, с международным опытом синхронная работа по практическому сопровождению деятельности парламента, чтобы в этом центре могли находить поддержку те или иные инициативы, в том числе и из общественных структур.

В этом смысле мы говорим, что качественный и своевременно принятый закон, это самое желанное место встречи общества и власти, гражданина и государства. И я иногда даже добавляю, что это то свидание, на которое мы каждый день готовы прийти, и которое по разным причинам все откладывается и откладывается, и уже теряется интерес, внимание, доверие и все, из чего складывается нормальная жизнь конкретного человека в родной стране.





в начало

при использовании информации - ссылка на сайт www.samoupravlenie.ru - обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100 Рейтинг@Mail.ru