Становление и развитие дистанционного обучения в миреПрокофьева Т.Ю.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Образование или образованность? О судьбе российской высшей школы Обучение для развития интеллекта ![]() Начало использования технологий дистанционного обучения в странах Западной Европы и США принято относить к 60-м годам прошлого века. Первый в мире университет дистанционного образования - Открытый Университет - был создан в Великобритании, его лично курировал премьер-министр Гарольд Уилсон, при участии которого были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии. Учредителем университета выступила сама королева, а ректором был назначен спикер палаты общин. Из истории создания Открытого Университета (http://www.open ac.uk): - в 1962 г. лорд Михаэль Янг в журнале "Where" выдвинул идею «Открытого Университета» - учебного заведения для взрослых работающих людей; - в 1963 г, выступая в Глазго, Гарольд Вильсон предложил идею «Эфирного университета» - объединения существующих учебных заведений, использующих теле- и радиовещание для заочного обучения и «доставки преподавателей на дом» к взрослым студентам. Заняв пост премьер-министра, он поручил этот вопрос министру культуры Дженни Ли, под руководством которой и возник проект самостоятельного Открытого Университета; - в 1969 г. Указом Королевы Великобритании был основан Открытый Университет как независимый университет, существующий наравне с другими; - в 1975 г. первый вице-канцлер и основатель Открытого Университета сэр Уолтер Перри оценил Открытый Университет как стимулятор создания новой структуры образования с университетами, которые предложат программы обучения, охватывающие всю жизнь человека, а не только период, необходимый для усвоения первичных профессиональных знаний и навыков. Практические последствия такого отношения к образованию выразились в том, что тысячи людей смогли получить необходимые знания, обучаясь по ускоренной гибкой системе автономных курсов за относительно невысокую плату и испытывая при этом минимум неудобств. В настоящее время в Великобритании, которая опережает другие страны ЕС как по общему уровню информатизации, так и по степени распространения ДО, рынок онлайнового обучения планируют заполнить не столько за счет внутренних «резервов», сколько за счет иностранных студентов. В 2003 году был запущен новый веб-проект UkeU, рассчитанный на то, что 80% всех онлайновых учащихся будут приходиться именно на зарубежных пользователей портала. Открытый Университет почти за 40 лет своего существования стал самым крупным и занял место мирового лидера в дистанционном обучении: он стремится играть ведущую роль в распространении высшего и последипломного образования не только в Великобритании, но и в других странах на обширном пространстве от США до Сингапура. Сейчас в 400 учебных центрах, преподающих по программам Университета, обучается более 200 тысяч человек. С момента основания британского «Открытого университета» более трех миллионов студентов прошли обучение по программам дистанционного обучения. Во Франции национальный центр дистанционного обучения (CEND) был основан в 1969 году. Еще в 1939 г. по решению правительства был создан Национальный центр заочного обучения (CNEC) для детей, которые по болезни или инвалидности (в связи с начавшейся Второй мировой войной) не могли посещать обычные школы (http://www.cned.fr). С 1980 г. Центр носит свое современное название. В настоящее время в его организационных структурах работают более 8000 человек, из них 5500 являются штатными сотрудниками, преподают почти 3 тысячи учебных курсов по самой разнообразной тематике, общее количество студентов превышает 350 тысяч человек. Связь с ними осуществляется посредством спутникового телевидения, электронной почты и интернета. В обучении используются видео- и аудиокассеты и традиционные печатные учебники. Центр прибегает к услугам технического и административного персонала государственной системы образования, что создает дополнительные рабочие места. В его состав входит 8 институтов, каждый из которых специализируется в определенной сфере деятельности. Они создавались в период с 1956 по 1992 г. и в определенной степени отражают историю развития дистанционного обучения во Франции. В них разрабатываются методические материалы, педагогические программы, учебные планы и курсы, которые используются как специалистами дистанционного обучения, так и преподавателями государственной системы образования. Старейший институт Центра в Ванве готовит специалистов для преподавательской работы в общеобразовательной школе и высших учебных заведениях; институт в Лионе - квалифицированных секретарей, делопроизводителей и бухгалтеров, специалистов в области медицины и смежных отраслей; институт в Лилле - специалистов на местные выборные должности и юристов. Институт в Гренобле осуществляет подготовку в области технических специальностей, гостиничного и ресторанного хозяйства, туризма и спорта; институты в Руане, Тулузе, Ренне и Пуатье-Фютюроскопе (Париж) - в области промышленности, медицины, библиотечного дела, социологии, сферы обслуживания, иностранных языков и др. Национальный Университет Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia) в Испании, основанный в 1972 году. Университет расположен в Мадриде и включает в себя 58 учебных центров в этой стране и 9 за рубежом, в том числе в Лондоне, Париже, Бонне, Брюсселе, Нью-Йорке и Риме. Для поддержания постоянного диалога со студентами используются очные встречи по обсуждению учебного материала в учебных центрах и интернет-конференции. Общее количество студентов, обучающихся в университете, составляет 124 000 человек. Другим старейшим центром дистанционного образования в Европе является Балтийский университет (BU) со штаб-квартирой в Стокгольме, объединяющий 10 стран Балтийского региона. В 60-е годы ХХ в. несколько инженерных колледжей в США начали использовать телевидение для предоставления учебных курсов слушателям. Эта инициатива привела к созданию Национального Технологического Университета (National Technological University) в 1984 году. К началу 90-х годов он превратился в консорциум из 40 университетов, предоставляющих слушателям инженерные дисциплины. Примечательно, что непосредственное участие в организации СДО в США приняли частные корпорации. Дистанционное обучение в этой стране развивалось в соответствии с требованиями и потребностями прямых работодателей и изначально носило коммерческий характер. Уже в 1991 году суммарный доход Национального Технологического Университета составил $13,5 млн. В 1989 году в США создана система публичного телевещания (Public Broadcasting System), включающая в себя несколько учебных программ, которые передаются по четырем образовательным каналам. Особое место среди них занимает программа обучения взрослых (PBS Adalt Learning Service) которая предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. К середине 90-х годов через Систему Публичного Телевещания в США обучалось уже более миллиона студентов. Развитие компьютерных сетей передачи данных предоставило новый инструмент для передачи курсов ДО - Internet. На сегодняшний день Ассоциация дистанционного обучения США объединяет в своем составе более пяти тысяч учебных заведений. Типичным примером организации дистанционного обучения является Акронский университет. Здесь организовано взаимодействие на всех уровнях — включая видео- и звуковую связь, совместное использование документов и других средств. Сегодня в рамках университета действует 3 программы, а четвертная находится в процессе реализации. Первая программа предусматривает сотрудничество со школами, в рамках которого старшеклассникам предоставляются интерактивные занятия по ряду предметов. Второй проект - программа высшего образования для выпускников школ, дающая возможность старшеклассникам и выпускникам школ выбрать дисциплины университетского курса для изучения. Последняя программа, реализованная в Акронском университете, представляет собой дистанционные курсы повышения квалификации, рассчитанные на людей с высшим образованием. Одним из наиболее развитых центров e-learning в США является Массачусетский технологический университет (MTI). Уже сегодня в рамках университета открыто бесплатное дистанционное образование по шестидесяти дисциплинам, включая химию, инжиниринг, историю, математику, управление. В ближайшее время предполагается расширить список дисциплин до двух тысяч. По окончании прослушивания отдельно взятого курса учащийся может сдать экзамен и получить сертификат от MTI, а в случае прослушивания всего курса дисциплин по выбранной специальности - диплом. В целом, развитие мирового рынка дистанционного обучения продолжает идти достаточно активно, чему способствует с одной стороны повышение спроса на образовательные услуги, а с другой стороны - развитие собственно информационных технологий, рост интернет-аудитории. Компьютерная грамотность давно уже стала ключевым фактором, влияющим на современный образовательный процесс. Учащиеся дистанционных программ должны уметь пользоваться электронной почтой, форумами, чатами, онлайновыми тестами и прочим сетевым инструментарием программ ДО. Со своей стороны, растущая пропускная способность сетей делает более актуальным использование имитационных методик, видеоматериалов и видеоконференций. Развитие ДО не стоит расценивать исключительно как дополнительный сервис для студента. В этом заинтересованы и сами учебные заведения, и государство, изыскивающие пути увеличения числа студентов при одновременном стремлении к общему снижению затрат. Например, для США развитие дистанционных программ - вопрос принципиальный, обусловленный совокупным дефицитом бюджета. Поскольку государственные вузы, да и большинство частных, таким образом, лишаются достаточных средств для дальнейшего развития своих кампусов, им все чаще приходится задумываться о переносе части учебных программ в интернет. Существуют ли отличия в дистанционном обучении США и Западной Европы? Да. В странах Западной Европы дистанционное образование развивается в основном за счет «открытых» университетов, финансируемых правительством. Появившаяся в Британии система дистанционного обучения была в значительной мере похожа на систему заочного образования, действующую в Советском Союзе. В системе существовали специальные преподаватели - тьюторы (tutors), которые проживали недалеко от студентов и были призваны консультировать их в процессе обучения, проводить семинары. В отличие от США, в Британии лишь небольшая часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и радио. Таким образом, главное отличие североамериканской и европейской школ ДО состоит в том, что первая изначально была ориентирована на новейшие технологии, вторая же представляла собой надстройку над традиционным образованием. Кроме того, в Европе развитие ДО носило некоммерческий характер. Технологическая разница между США и ЕС начала стираться к середине 90-х годов прошлого века, когда страны Европы приступили к активному использованию современных информационных технологий. В настоящее время в каждой европейской стране существуют учебные заведения, реализующие программы ДО. В России вузы и учебные центры стали задумываться о переводе хотя бы части своих учебных программ в онлайновый режим относительно недавно. Определенных результатов здесь уже удалось достичь — виртуальными «филиалами» уже располагают, например, Российский университет Дружбы народов, Современный гуманитарный университет, РЭА им. Плеханова, Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана.
Те или иные системы дистанционного обучения (заказные или собственной разработки) используются некоторыми крупными российскими корпорациями. В частности, подобным образом обучают своих сотрудников «Русский алюминий», «Сибнефть», «Вымпелком» и т.д. Правда, российский корпоративный e-learning пока функционирует в интернете, без выхода в глобальную сеть. По оценкам компании-разработчика «ГиперМетод», объем рынка систем управления обучением в корпоративном секторе составляет сейчас порядка 9,13 млн. долл. в год. В сфере образования этот показатель — около 500 тыс. долл. Несмотря на активное развитие информационных технологий, появление все более мощных платформ поддержки систем дистанционного образования, темпы развития российского онлайнового обучения пока несопоставимы с западными. Российские разработчики СДО не всегда могут в полной мере учесть все закономерности процесса обучения, в связи с чем используют не совсем корректные модели. Характерно и то, что наиболее удачные решения в области онлайнового обучения редко используются повсеместно. Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и вполне вероятно, в ближайшие годы активизируется: несмотря на существующие проблемы, реальная экономия средств для вузов и корпораций здесь очевидна. Правда, по утверждениям специалистов в области дистанционного обучения, широкое распространение оно получит только тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности, хорошие телекоммуникационные каналы - и в первую очередь в провинции, на которую изначально и рассчитана данная форма обучения. Пока же российские компании, в полной мере осознающие необходимость поддерживать уровень квалификации сотрудников адекватно уровню развития современных технологий, вынуждены пользоваться услугами учебных центров, проводящих регулярные аудиторные занятия. Приоритетные направления развития бизнес-образования в России — это курсы и тренинги по менеджменту, технологиям процессного управления предприятием. В настоящее время по исходным учебным программам планируется разрабатывать и запускать онлайновые курсы, однако, специалисты пока не прогнозируют для них большой доли рынка образовательных услуг. Отечественные преподаватели и методисты всегда подчеркивают, что онлайновое обучение ни в коем случае не является полной заменой традиционному обучению. Ничто не сможет в полной мере заменить общение с живым педагогом или ту атмосферу, которая складывается на занятиях между студентами. Считается, что электронное обучение наиболее эффективно тогда, когда оно используется в качестве дополнения, обогащающего традиционный образовательный процесс и заменяющего 40–60% педагогического материала. В России организация дистанционного образования регламентируется: - приказами Министерства образования Российской Федерации № 1050 от 30 мая 1997 г. и № 1924 от 27 июня 2000 г.; - «Положением о проведении эксперимента в области дистанционного образования (с учетом результатов, полученных в 1997-99 годах)». Последнее регламентирует организационно-технологические основы деятельности образовательных учреждений, предлагает новую трехуровневую организационную структуру и компетенции этих структур. Вводится новая организационная структура - представительство дистанционного обучения (ПДО) в регионах. Всероссийский эксперимент в области дистанционного образования показал экономическую эффективность данной формы обучения по сравнению с традиционной (очной): затраты снижаются на 15 - 50%. Тенденция к снижению затрат на дистанционное обучение будет тем значительнее, чем большее число студентов будет обучаться с применением новых технологий. В настоящее время ряд высших учебных заведений страны в той или иной степени применяет дистанционную систему образования. Лидером в этом направлении является МЭСИ (основан в 1932 г.). Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ) организован на базе ранее существовавшего центра дистанционного обучения МЭСИ в 1996 г. Теперь этот институт является центральным звеном в системе дистанционного образования МЭСИ. ИДО МЭСИ располагает: учебно-методической базой; материально-техническими средствами; разработками научно-исследовательского института дистанционного образования МЭСИ; сетью региональных центров. Региональные центры не входят в состав ИДО МЭСИ, а лишь являются официальными партнерами. На основе отношений франчайзинга ИДО МЭСИ координирует деятельность более 260 образовательных учреждений, где с их помощью обучается более 50 тыс. студентов. Партнеры находятся в России и за рубежом (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Украина, страны Балтии, Германия, Кипр, США и др.). В системе дистанционного образования наиболее трудоемким является процесс создания высокого качества комплекта учебно-методических материалов (УММ), чтобы студент самостоятельно мог изучать учебные курсы, контролировать свои знания и уровень подготовки к экзаменам. В настоящее время самостоятельно ни один вуз России не может обеспечить себя достаточным количеством учебно-методических материалов, так как помимо больших интеллектуальных затрат на обеспечение только одной специальности комплектом УММ потребуется предположительно более 4 млн. рублей. Поэтому за рубежом и в России идет объединение вузов для организации дистанционного обучения. По инициативе ведущих российских вузов и колледжей Международный фонд содействия развитию высшей школы России, Министерство образования Российской Федерации учредили Консорциум образовательных организаций ИНФО (Институт новых форм обучения). ИНФО приступил к практическому внедрению новых форм обучения на базе заочного обучения с применением дистанционной технологии. Была проведена колоссальная подготовительная работа по созданию учебно-методической базы нового учебного процесса. В состав Консорциума вошли только государственные учебные заведения, имеющие все документы для образовательной деятельности. Все студенты после окончания вуза получают дипломы государственного образца с указанием оканчиваемого вуза, без уточнения формы обучения и места защиты дипломного проекта. При необходимости студенту может быть выдана справка вуза о прохождении обучения или академическая справка по аттестуемым дисциплинам государственного образца. По поручению учебных заведений консорциума ИНФО организует учебный процесс и связь со студентами, обеспечение всеми необходимыми учебно-методическими материалами, организует экзаменационные сессии и контроль за их проведением. Для организации учебного процесса в удаленных регионах ИНФО создает региональные представительства (РП), которые выполняют методическую и организационную работу по сопровождению дистанционного образовательного процесса. РП осуществляют непосредственно связь учебного заведения со студентами, оказывают студентам и преподавателям помощь в проведении консультаций и контроля знаний. Региональное представительство обычно создается в крупном административном центре региона. История и современное развитие дистанционного образования наглядно свидетельствует о его адекватности новым потребностям общества, связанным с образованием. ![]()
Пользовательскогопоиска
|