Местное самоуправление - полномочия и дотацииМарченко С.А.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Дотации и покупательная способность населения в мегаполисе Местный бюджет - доходы муниципальных образований Рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов Становление и развитие финансово-экономической основы местного самоуправления в России Налог на недвижимость и местное самоуправление Малый бизнес - материальная основа самоуправления 1 января 2009 г. закончился этап формирования органов местного самоуправления в формате Федерального закона № 131. В ведение местной власти перешли такие важные функции, как обеспечение жителей городов, районов и сельских поселений качественными услугами ЖКХ, здравоохранения, образования, предоставление жилья, транспортных и социальных услуг. Это теоретически верно. Власть на местах должна знать лучше местные потребности населения, чем вышестоящая издалека. Но вот что получается на практике. Весь социальный сектор услуг во всем мире не приносит прибыли или приносит, но очень незначительную. Бизнес готов к плодотворной работе лишь при наличии прибыли, которая покрывает материальные и моральные расходы, и после уплаты налогов составляет величину для мотивации продолжения данного вида деятельности. Не надо забывать еще и о том, что в целом по стране стараниями бюрократической и правоохранительной системы мотивация для малого и среднего бизнеса вообще сильно понизилась. А именно в социальной сфере предприятия малого и среднего бизнеса и должны предоставлять большую часть услуг. Далее - в такой деликатной сфере, как вся «социалка» недопустимы высокие цены на услуги и стоимость должна быть ориентирована на возможности большинства жителей данного муниципалитета. Какие есть возможности у местного самоуправления для решения задач по обслуживанию населения? В основном, по России 98% муниципалитетов являются дотационными. Основной источник собственных доходов - это земельный налог и налог на имущество граждан. Сейчас земельный налог и налог на недвижимое имущество хотят объединить в единый налог на собственность, величину которого будет устанавливать само местное самоуправление. Также местное самоуправление получает доход от аренды и продажи муниципального имущества. Но этот доход, хоть сейчас и увеличивается, но имеет свой лимит, и по мере уменьшения муниципальной собственности может и вообще прекратиться. Основные налоги: на прибыль, НДФЛ, подоходный, транспортный и др. поступают в областной и федеральный бюджеты. Потом уже в урезанном виде возвращаются в муниципалитет как субсидии и целевые трансферты. Они и составляют большую часть бюджета местного самоуправления – около 60%, а иногда и больше. ![]() К.В. Лебедев. Иван Грозный осматривает дарыРазные регионы и разные условия, соответственно, и разные расходы на социальный сектор. Нет единого «госстандарта» по данного вида расходам на одного человека (хотя бы величины минимального размера расходов на ЖКХ, здравоохранение, транспорт, образование, уборку территории и пр.), а значит, нет и определения минимальной суммы, необходимой на социальный сектор. И получается, что выделят столько, сколько удастся «выбить» главам администраций из вышестоящего бюджета. А есть еще и просто исторически депрессивные регионы. Что делать? Ясно одно - в условиях кризиса денег на всех не хватит. Популистскими действиями тоже ситуацию не исправишь. Если не хватает материального ресурса, надо использовать законодательный. В каком направлении и как развивать законодательную базу для самодостаточности бюджетов местного самоуправления и в то же время не разрушить созданную с большим трудом вертикаль власти России – задача депутатов законодательных собраний всех уровней. Но вместе с тем надо учесть, что постоянная смена «правил игры» может подвигнуть и так уже довольно апатичное население к полному отстранению от какой-либо продуктивной деятельности, а сами органы местного самоуправления сделать декоративными и «крайними» за все социальные проблемы региона. ![]()
Пользовательского поиска
|