Инновационная экономика и подготовка специалистовГрошев В.И.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Образование или образованность? Собеседование при устройстве на работу Новая парадигма среднего образования Инновации и модернизация России Образовательная система наукоградов Российской Федерации Страна, после долгих лет разрухи, деградации науки, промышленности, сельского хозяйства, быта и т.п., требует стремительного развития, без чего ее существование в ряду высокоразвитых стран становится невозможным. Это сегодня является аксиомой для специалистов науки и промышленности и становится, по всей видимости, очевидным для аппарата управления. Президент страны сказал: «Модернизация экономики и технологического развития являются ключевыми для выхода страны на новый технологический уровень, для обеспечения лидерских позиций в мире». Успех в этом направлении возможен только при подготовке высококвалифицированных специалистов. Однако приходится констатировать, что метод и уровень подготовки научных и инженерно-технических специалистов, на плечи которых ложится главная ответственность за успешное решение задач по достижению высокоразвитого промышленного уровня, не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Следовательно, основной задачей реформирования образования является создание условий и выпуск специалистов, обладающих инновационным мышлением, способных обеспечить инновационное развитие нашей промышленности. Это хорошо понимает Правительство города Москвы и, в частности, руководство Департамента образования. Выполнение программы «Рабочие кадры» позволит направить на предприятия города специалистов, освоивших и умеющих работать на современном высокопроизводительном, автоматизированном оборудовании. ![]() Положительным в этой программе является то, что обучение проводится на оборудовании последней модели, а количество специалистов необходимой профессии определяется по заявкам предприятий (соцпартнеров). Соцпартнер при этом принимает активное участие в обучении и в оснащении учебно-производственных мастерских колледжей новейшим оборудованием. Однако, при несомненной полезности программы, она не решает главную задачу - подготовка специалистов, способных генерировать принципиально новые конструкторские, технологические решения и тем самым обеспечить выпуск продукции нового качества, конкурентоспособной на мировом рынке. К сожалению, и учебные заведения не готовы выпускать сегодня инновационно мыслящих специалистов среднего и высшего профессионального уровня. Это связано с тем, что технический уровень большинства сегодняшних предприятий требует от молодого специалиста не создания высоких технологий и новейших конструкций, а только извлечения максимальной прибыли от действующего производства, хотя и не очень хорошо организованного технологически и технически. Предприятиям требуются не инновационно мыслящие кадры, а кадры, которые способны быстро и дешево использовать зарубежное «отверточное» производство для получения максимальной прибыли. Короткий период такой работы становится достаточным для специалиста, чтобы утратить интерес к новому, к творчеству, деградировать. На предприятие должен прийти высокообразованный специалист широкого профиля, способный, с одной стороны, переломить косность мышления заводских специалистов, а с другой, на базе информации о новых разработках, полученных как во время учебы, так и за счет самостоятельного изучения научно-технической и патентной литературы, предложить новые технические решения. Уже на стадии обучения будущий специалист должен иметь информацию о новых достижениях в науке и в инженерной практике, научиться творчески мыслить, проводить поиск новых технических решений с последующим анализом полученной информации, и в итоге предложить и реализовать новые технические решения. К сожалению, не все современные методы обученияспособны подготовить специалиста такого уровня. Чем располагает и чем пополняется библиотечный фонд учебного заведения? Прежде всего, в большом количестве, учебниками по различным предметам. В этом массиве учебной литературы практически нет научных журналов, не только зарубежных, но и отечественных. Еще хуже обстоит дело с информацией об изобретениях, которые в значительной степени определяют направления развития промышленности, а зачастую, после их внедрения, полностью меняют технологии и конструкции. Но даже при наличии нужной литературы студент, в силу своей неподготовленности, не может извлечь нужную информацию и, тем более, критически осмыслить ее. Как помочь студенту? Для этого в учебных заведениях среднего профессионального образования надо организовать отделы информации, в задачу которых должно входить составление научно-технических обзоров с анализом новейших достижений в интересующей данное учебное заведение отрасли. Это позволит не только студентам, но и преподавателям регулярно знакомиться с новыми разработками, так как без знания новейших достижений науки и практики нельзя серьезно говорить о модернизации промышленности, о внедрении новых технологий, конструкций и т.д. Департамент образования, выполняя программу «Рабочие кадры», создает в средних профессиональных учебных учреждениях учебно-производственные мастерские, на базе которых готовятся рабочие кадры для промышленности. Это позволит решить важную, но не главную задачу, которая заключается не только в подготовке квалифицированных рабочих кадров, а также в подготовке инновационно мыслящих специалистов. Для этого, наряду с организацией учебно-производственных мастерских, необходимо создавать базу для творческих занятий студентов, например, студенческие лаборатории технического творчества (СЛТТ), оснащая их современной научно-исследовательской аппаратурой. Какие задачи будут решать СЛТТ? Первое: студенты познакомятся, освоят и научатся работать на современном исследовательском оборудовании. Второе: студенты освоят методы проведения эксперимента, научатся правильно анализировать полученные результаты с последующими выводами и оценкой их значимости в сравнении с мировым уровнем. Изучение и освоение исследовательской аппаратуры, постановки задачи, методов проведения эксперимента с последующим анализом полученных результатов, значительно повысят образовательный уровень студента, который теперь потенциально готов к творческой, аналитической работе, к решению сложных технических задач и к выходу на новый уровень познания и анализа научно-технических достижений в изучаемой отрасли техники. Умение анализировать научно-технические достижения и знание методов исследования, позволит студентам перейти к выполнению главной задачи, а именно: к разработке новых технических решений на первой стадии к апробации; новых технических решений, позаимствованных из научно-технической и патентной литературы, с последующим их внедрением на предприятиях соцпартнера силами выпускников учебного заведения, уже работающих на предприятиях соцпартнера, и обучающихся студентов, членов студенческой лаборатории технического творчества. ![]() Учитывая большой объем довнедренческих исследований, целесообразно к работе СЛТТ привлекать специалистов соцпартнера, а в ряде случаев, проводить поисковые исследования на промышленной базе соцпартнера. Соцпартнер при этом будет участвовать в формировании предварительного заказа на результаты таких исследований и в самом проведении исследований. Хорошие возможности в разработке и внедрении новых технических решений создаются с организацией малых предприятий при учебных учреждениях. Объединение усилий студенческих лабораторий технического творчества, соцпартнера и малого предприятия профильного учебного заведения, в значительной степени ускорит и повысит эффективность работ по исследованию и внедрению новых разработок и одновременно станет кузницей подготовки специалистов с широким кругозором. К занятиям в студенческих лабораториях технического творчества целесообразно привлекать школьников из рядом расположенных школ и, тем самым, готовить будущих студентов учебного заведения. В качестве примера можно привести следующие работы, которые могут быть выполнены в студенческих лабораториях технического творчества. Космическим агентством после успешного запуска космического корабля «Буран» было предложено для внедрения в различных отраслях промышленности более 400 новых технических решений, включающих конструкции, технологии, материал и т.д. В частности, были предложены высокоэффективная теплоизоляция и состав клеев для соединения ряда деталей космического корабля из различных материалов. Эти и другие технические решения могли бы найти успешные применения в промышленности, в частности, в обувной. В этом случае, в задачу студенческого центра будет входить изучение возможности использования этих решений в обувной промышленности и на базе СЛТТ доводить их до уровня внедрения и затем внедрить на предприятиях. Такой подход к организации учебного процесса позволит в стенах учебного заведения готовить инновационно мыслящих специалистов, хорошо знающих уровень технических достижений в своей отрасли, а предприятиям - получить специалистов, способных повысить технический уровень производства. Таким образом, СЛТТ станут бизнес-инкубаторами: участники будут учиться превращать технические замыслы в прибыльные бизнес-проекты. При оформлении использованы кадры из фильма "Сибирский цирюльник" ![]()
Пользовательского поиска
|