Оценка эффективности использования добавок к автомобильному топливу (МТБЭ, ЭТБЭ, ТАМЭ)Мирзоев Вагиф, к. х. н. (Азербайджан)
|
№ |
Страны |
2003 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
% 2009 г. к 2003 г. |
1 |
ЕС, в том числе: |
119.1 |
102.7 |
98.8 |
96.0 |
-19.3% |
2 |
- Германия |
25.9 |
21.3 |
20.6 |
20.2 |
-22.0% |
3 |
-Великобритания |
20.0 |
17.6 |
16.2 |
16.1 |
-19.5% |
4 |
-Италия |
15.8 |
12.3 |
12.3 |
10.7 |
-32.2% |
5 |
-Франция |
12.1 |
9.3 |
8.9 |
8.7 |
-28.1% |
6 |
США |
385.7 |
400.3 |
387.1 |
385.9 |
-0.05% |
7 |
Китай |
42.2 |
57.0 |
60.0 |
61.8 |
+46.4% |
Источник: «Jahresbericht 2009. Mineralol-Zahlen 2009»
Производство бензина в странах ЕС осуществляется на 135 нефтеперерабатывающих заводах, производительность которых составляет 852 млн. тонн нефти в год, что равно около 20% мировой нефтепереработки (на 1.01.2008 г.). Компонентный состав европейского бензина на протяжении последних лет включал в себя: бензин каталитического крекинга – 30%, бензин каталитического риформинга – 50%, продукты алкилирования - 5%, продукты изомеризации – 8%, добавки (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) -7%.
Согласно данным компании «LyondellBasell», европейское производство эфиров в 2009 году составляло: МТВЕ – 2.64 млн. тонн, ЕТВЕ – 2.59, ТАМЕ - 0.75 млн. тонн. То есть, для производства бензина европейские НПЗ использовали более 6 млн. тонн кислородсодержащих добавок.
Потребление топливного этанола в ЕС в 2009 году составило 4.278 млрд. литров (3.41 млн. тонн), то есть увеличилось на 18.4 % по сравнению с 2008 годом, когда оно составляло 3.5 млрд. литров (2.78 млн. тонн). Производство топливного этанола в странах ЕС в 2009 году составило 3.701 млрд. литров (2.94 млн. тонн). Источник – «European Bioethanol Fuel Association».
Учитывая то, что в составе бензина присутствует около 7% оксигенатных добавок, цена которых всегда выше цены бензина, очень важно пользоваться разработанным экономическим показателем соотношения цены: добавка – бензин. Такое соотношение, выраженное в виде коэффициента фактора, отражает корреляцию* между ее составляющими, что имеет практическую ценность.
Таким показателем в Северо-Западной Европе принято называть коэффициент, который равен соотношению цены МТВЕ, разделенной на цену бензина 10 ppm (франко–борт Северо-Западной Европы FOB NWE). Коэффициент фактор по МТВЕ на протяжении последних семи месяцев варьировался от 1.05 до 1.15 (см. таблицу 2), а в 2009 году он составлял 1.14 - 1.27.
Указанный коэффициент используют нефтяные компании - производители бензинов и нефтехимические компании - производители МТВЕ, он часто употребляется в аналитических отчетах европейских котировок Platts, а также мировой химической промышленности (www.icis.com).
В настоящее время в Европе и мире не существует практики учета коэффициента фактора между ценой ЕТВЕ и бензина 10 ppm. Вместе с тем, такой коэффициент был бы весьма актуален и имеет практическую ценность, поскольку профильные министры 27 стран-членов Евросоюза в Брюсселе достигли "политического соглашения" в отношении предложения Еврокомиссии об увеличении доли возобновляемых источников энергии в общей структуре энергопотребления в ЕС, так называемый план «20-20-20». Исполнительная власть ЕС предложила членам этой региональной организации довести к 2020 году до 20% долю возобновляемых источников энергии, сократить на 20% к уровню 1990 года объемы вредных выбросов в атмосферу и снизить на 20% общие энергетические затраты. Указанный план означает для стран ЕС постепенное уменьшение использования МТВЕ и переход на ЕТВЕ.
Расчеты показывают, что предлагаемый авторами коэффициент фактор ЕТВЕ – бензин 10 ppm на протяжении последних семи месяцев 2010 года варьировался от 1.29 до 1.46 (см. Таблицу 2), а за то же время 2009 года он составлял 1.49 – 1.97.
Коэффициент фактор может изменяться, в зависимости от цены топливного этанола, которая на 6 августа 2010 года составляла: в США – Chicago spot – $570-616mt, в Бразилии – FOB Santos - $ 770-783mt, в Европе - NWE ARA T2 -$908-924mt.
№ |
Дата |
10 ppm |
МТВЕ |
Коэффициент |
ЕТВЕ |
Коэффициент |
1 |
08.01.10 |
730,0 |
818,3 |
1,12 |
940,0 |
1,29 |
2 |
05.02.10 |
682,0 |
774,3 |
1,13 |
990,0 |
1,45 |
3 |
05.03.10 |
775,0 |
890,3 |
1,15 |
1046,0 |
1,35 |
4 |
05.05.10 |
802,0 |
845,0 |
1,05 |
1065,0 |
1,33 |
5 |
02.07.10 |
685,0 |
763,5 |
1,11 |
1003,0 |
1,46 |
6 |
06.08.10 |
742.0 |
801,5 |
1.07 |
1030.0 |
1.39 |
Россия лишь недавно приняла стандарты качества бензина и дизельного топлива, которые приближаются к европейским требованиям. Они отражены в техническом регламенте «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Целью принятия регламента в части требований к бензинам и дизельному топливу было максимальное приближение к требованиям, установленным в Европе директивами Европейского парламента и Совета 2003/17/ЕS и 98/70/ЕS.
В 2007 в России году спрос на МТВЕ на внутреннем рынке составлял 430 тыс. тонн, а к 2010 он составил 480 – 500 тыс. тонн в год (российское производство в 2006 составило – 695 тыс. тонн). Производство бензина в России в 2009 году составило 35.8 млн. тонн. Согласно данных компании "КОРТЕС", в 2009 году доля автобензина класса Евро составила 20,2% в общем объеме производства. В 2009 году этим нормам соответствовало 7,2 млн. тонн произведенного в России автобензина.
Согласно нашим расчетам, производство МТВЕ в России в 2009 году составило около 700 тыс. тонн, потребление для российского производства бензинов – около 500 тыс. тонн. Экспорт МТВЕ в 2009 году составил 200 тыс. тонн, из которых 75 тыс. тонн приходится на Украину.
Учитывая требования, которые предъявляет правительство Российской Федерации к качеству бензина в России, авторы предлагают ввести в коэффициент фактор бензин А-95 – МТВЕ для российского рынка, поскольку до сих пор такой коэффициент не использовался. Указанный коэффициент может использоваться в расчетах аналитических компаний для прогнозирования развития рынка бензина и рынка МТВЕ. Так, на протяжении семи месяцев 2010 года коэффициент фактор МТВЕ – бензин А-95 варьировался от 1.05 до 1.17 (см. Таблицу 3).
№ |
Дата |
Бензин А-95 |
МТВЕ |
Коэффициент |
Метанол |
1 |
08.01.2010 |
751.0 |
881.0 |
1.17 |
300.0 |
2 |
05.03.2010 |
788.0 |
921.0 |
1.17 |
276.0 |
3 |
02.07.2010 |
856.0 |
897.0 |
1.05 |
270.0 |
4 |
06.08.2010 |
905.0 |
983.0 |
1.09 |
276.0 |
Источник: www.nge.ru, www.himtrade.ru
Важным экономическим показателем при определении стоимости добавок к бензинам ЕТВЕ и МТВЕ является стоимость сырья (см. Таблицу 4).
ЕТВЕ – этил-трет-бутиловый эфир, содержит 50% топливного этанола, МТВЕ – метил-трет-бутиловый эфир, в составе которого метанол составляет 33% и ТАМЕ – трет-амил-метиловый эфир, содержит – 10% метанола. Учитывая процентное содержание спирта (этанол, метанол) в добавках ЕТВЕ и МТВЕ (цена на 20.08.2010г.), можно рассчитать, что стоимость этанола Т1 в цене ЕТВЕ на NWE ARA Т1 составляет 38.7%, а стоимость метанола Т1 в цене МТВЕ на NWE ARA Т1 составляет 14.6%. Для сравнения, этот же показатель на 15 января 2010 года составлял: в ЕТВЕ – стоимость этанола Т1 равнялась 45%, в МТВЕ – стоимость метанола Т1 равнялась 16%. Что касается стоимости изобутилена в стоимости добавок ЕТВЕ и МТВЕ, то она зависит от разных факторов и более трудна в определении.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что стоимость этанола в стоимости ЕТВЕ в Роттердаме (Т1) может составлять от 35% до 48%, а стоимость метанола в стоимости МТВЕ в Роттердаме (Т1) - от 13% до 18%. Что касается российского рынка, то стоимость метанола в МТВЕ по состоянию на 6 августа 2010 года составляла 9.3%.
Наименование |
2.07.2010 |
6.08.2010 |
13.08.2010 |
20.08.2010 |
01.07.2009г. |
|
1. |
Brent $/barr |
72.34 |
81.61 |
77.60 |
75.30 |
72.78 |
2. |
Gasoline 10 ppm |
694.0 |
742.0 |
700.0 |
685.0 |
680.0 |
3. |
MTBE |
763.0 |
801.0 |
758.0 |
733.0 |
828.0 |
4. |
Methanol T1 |
311.0 |
338.0 |
326.0 |
326.0 |
221.0 |
5. |
ETBE |
1003.0 |
1003.0 |
968.0 |
943.0 |
1060.0 |
6. |
Ethanol T1 |
609.0 |
783.0 |
758.0 |
730.0 |
829.0 |
7. |
Ethanol T2 |
750.0 |
920.0 |
899.0 |
890.0 |
792.0 |
Источник: «Jim Jordan&Associates»
По нашему мнению, коэффициенты факторы ЕТВЕ, МТВЕ – бензин могут быть применены при расчетах цены бензина, поскольку автомобильные бензины – один из наиболее квалифицированных и дорогих энергоносителей. Указанные коэффициенты также возможно применять в аналитических отчетах котировок Platts, ICIS - что очень актуально для современного рынка нефтепродуктов, в особенности европейского.
НПФ «Турал-110» совместно с азербайджанским институтом нефтехимических процессов им. академика Ю.Г. Мамедалиева разработала проект и производит в г. Сумгаит добавки к бензинам: этил-трет-бутиловый эфир (ЕТВЕ) и метил-трет-бутиловый эфир (МТВЕ), отвечающие требованиям стандартов Евро 4 (ЕN-228), а также другие оксигенатные добавки, которые прошли испытания на НПЗ Польши, Украины. Сырьем для производства добавок к бензинам являются спирты: этанол (ЕТВЕ) или метанол (МТВЕ) и фракции, содержащие изобутилен (бутилен-изобутиленовая, бутилен-бутадиеновая).
НПФ «Турал-110» - первая компания среди стран СНГ, начавшая промышленное производство ЕТВЕ. Технология производства запатентована (патент Азербайджанской Республики № i20070174 от 17.10.2007 года).
* Корреляция — статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом изменения одной или нескольких из этих величин приводят к систематическому изменению другой или других величин. Математической мерой корреляции двух случайных величин служит коэффициент корреляции.
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ, антидетонационных добавок и автомобильных бензинов можно познакомиться в отчетах Академии конъюнктуры промышленных рынков.