Правовое регулирование местного налогообложения в России - история и современностьСавостьянова С.А.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Валовый налог на душу населения Становление и развитие финансово-экономической основы местного самоуправления в России Правовое регулирование бюджетного процесса в муниципальном образовании Местный бюджет - доходы муниципальных образований Местное самоуправление - полномочия и дотации Налог на недвижимость и местное самоуправление Местное самоуправление в Российской Империи Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на положениях Европейской хартии местного самоуправления, закрепили самостоятельность управления органами местного самоуправления, муниципальной собственностью, установления и исполнения местного бюджета. Как известно, важнейшим источником доходов бюджетов бюджетной системы любого государства, в том числе и России, являются налоги. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием системы налогов и сборов. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. Проблемы налогообложения постоянно привлекали внимание экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги, как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Налоги возникли и развивались вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения ученые считают жертвоприношение, которое было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «...и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу», т.е. «первоначальная ставка налога» составляла 10% от полученных доходов. По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII-VI вв. до н. э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов-государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. В то же время, в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов. Некоторые ученые выделяют следующие периоды исторического развития местных налогов и сборов в нашей стране:
По мнению других, первое упоминание о налогах и сборах на территории российского государства относится к XIII веку. Уже в то время существовали понятия дань, ям, церковные и таможенные пошлины. Установление местных повинностей на уровне отдельных поселений имело место на территории современного российского государства еще в ранний феодальный период и сохранялось на протяжении всей истории развития государства, как на это указывают исследователи. Единственным объектом прямого обложения в то время было право пользования землей, которому соответствовала обязанность уплаты платежей с земельного участка и натуральных повинностей. Размер обложения указывался н жалованных грамотах, выдаваемых Великим князем монастырям и боярам. Все налоги в Московском княжестве в XIII — XIV в.в. взимались в силу обычая. С конца XV века получает распространение оброк, сначала на частных землях, позже — и на государственных. С XVII века происходит регулирование налогов на основании царских указов. Так, царский указ от 7 февраля 1646 г. заменил множество налогов одним налогом - налогом на соль. Такие акты были историческим прообразом актов о налоговых реформах. О наличии местных финансов (налогов) в России упоминает В.В. Еремян: «Посадская община путем самообложения формировала так называемую мирскую казну, использование которой в нуждах общины реализовывали органы посадского самоуправления». М.М. Богословский также отмечает: «Земские выборные власти издавна производили сборы денег на разного рода мирские нужды, например на постройку храма, на посылку челобитья, на общие промышленные предприятия, на защиту интересов мира в суде. Цели и размер самообложения устанавливались на земском собрании». Итак, XVII век характеризуется разнообразием налогов и сборов. Общины, как органы местного самоуправления того времени, существовали на уровне уезда, волости, посада и села. Решения об установлении налогов принимались на сходах ее членов. Центральная же власть была озабочена сбором государственных налогов, которые распределялись между общинами. Представителям государства запрещалось вмешиваться во внутренние дела общины. В советский период в условиях административно-командной системы управления народным хозяйством основным источником доходов бюджетов бюджетной системы СССР были обязательные платежи государственных организаций и предприятий, налоги и сборы не играли значительной роли в формировании доходов государственного бюджета, не считая налога с оборота. Особенно активно формировалось законодательство о налогах и сборах, в том числе и о местных налогах, в постсоветский период. Cтановление и развитие местных налогов и сборов в России происходило неравномерно. В период 90-х годов XX века число местных налогов и сборов было более 20. В эти годы начала формироваться новая система местных налогов и сборов, взамен существовавших в советское время. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981г. «О местных налогах и сборах» предусматривалось взимание налога с владельцев строений, земельного налога и налога с владельцев транспортных средств. Данный Указ регулировал налоговые отношения до вступления в действие Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который ввел в налоговую систему специальную группу платежей — местные налоги. В нее были включены «собственно» налоги, сборы и другие платежи, всего 22 платежа. Налоговый кодекс Российской Федерации 1998г., сократил число местных налогов до пяти, оставив земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение и местные лицензионные сборы. С 1 января 2005г. в НК РФ осталось два налога - земельный налог и налог на имущество физических лиц. В числе местных платежей в настоящее время отсутствуют сборы (гл.15 НК РФ). Определение понятия «налог» в российском государстве вырабатывалось юридической наукой и практикой в течение долгих лет. Определение налога, сбора, пошлины и другого платежа содержалось в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991г., в соответствии с которым это - обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Но это определение, рассмотренное с позиций присутствия в нем признаков, характеризующих сущность налога, его содержания, очевидно не могло дать ответ на вопрос, что же считать налогом? Предпринимались отдельные попытки научного осмысления рассматриваемой категории, однако они носили формальный характер и не могли быть использованы для определения сущности налога. Со сложностями в отсутствие единого подхода к определению «налог» столкнулась и правоприменительная практика. Впервые на законодательном уровне легальное определение категории «налог» закрепил НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Следовательно, местные налоги представляют собой форму принудительного изъятия части доходов физических и юридических лиц. Денежные средства изымаются в той или иной форме, в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере и зачисляются н бюджеты определенного уровня. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, причем это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т. д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. Следует отметить, что существующие в настоящее время местные налоги в России относятся к прямым. В соответствии со статьями 13-15 НК РФ, в налоговую систему входят 13 налоговых платежей, из них, как отмечалось ранее, только 2 налога относится к местным: земельный налог и налог на имущество физических лиц. В определении Конституционного Суда РФ от 05.02.1998 № 22-0 было отмечено, что применительно к органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет особый юридический смысл. Определение данного понятия возможно только с учетом основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в ст., ст. 34, 35 Конституции РФ, а также конституционного принципа единства экономического пространства. Отсюда следует, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом. Представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить те местные налоги, которые закреплены в НК РФ. Итак, местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления в рамках их компетенции, полностью зачисляются в местный бюджет и предназначены для решения вопросов местного значения. Установление местных налогов в Российской Федерации характеризуется различиями в их правовом регулировании. Местные налоги должны устанавливаться НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах, а в отношении внутригородских муниципальных образований - законами законодательных (представительных органов государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга). В настоящее время установление и порядок удержания налога на имущество физических лиц производится НК РФ и Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями). Исследуя историю становления и развития местного налогообложения в России, необходимо отметить, что в качестве причин, приведших в настоящее время к финансовой зависимости органов местного самоуправления от органов государственной власти, является несовершенство налогового законодательства. В результате чего формирование местных бюджетов происходит преимущественно за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, а не за счет местных налогов, что порождает иждивенческие настроения у руководителей муниципальных образований. Следует, однако, подчеркнуть, что законодательно провозгласив самостоятельность муниципальных образований, предусмотрев возможность создания ими местных бюджетов, государство, фактически, не обеспечивает их деятельность необходимыми финансовыми ресурсами. В литературе, в частности, известный ученый, академик, крупнейший специалист в области конституционного и муниципального права России О.Е. Кутафин еще в конце прошлого века подчеркивал, что при увеличении нагрузки на муниципальные образования в связи с передачей им полномочий федеральных органов, не обеспечивалось выполнение переданных полномочий финансированием. Особенно это касается сферы здравоохранения, образования и т.д. В последнее время наблюдается положительная тенденция в решении этой проблемы. Так, один из важнейших законов последнего времени ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 года № 3-ФЗ уже закрепляет норму о том, что при передаче органам местного самоуправления полномочий федеральных органов государственной власти одновременно должно предусматриваться и выделение соответствующих ассигнований на их выполнение из федерального бюджета. Согласно п. 7 ст. 48 указанного закона, «органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, оснащение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств федерального бюджета». Таким образом, закрепляется передача органам местного самоуправления государственных функций одновременно с передачей соответствующего объема финансирования. Однако реформа местного самоуправления, как и реформа межбюджетных отношений, привели к тому, что местные органы власти оказались все еще без достаточных финансовых средств для осуществления своих задач и функций, развития соответствующих территорий. Поэтому, как важный источник пополнения местных бюджетов, некоторые авторы предлагают ввести на постоянной основе единый налог на вмененный доход и отнести его к числу местных налогов. Целесообразно также восстановить категорию «регулирующих налогов» и предусмотреть такие нормативы отчислений от них, которые обеспечат общий объем доходов бюджета субъекта РФ, доходов местного бюджета не ниже минимального уровня, установленного для каждого региона законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. Пени и штрафы, закрепленные административным законодательством за налоговые правонарушения, тоже могут служить источником пополнения местного бюджета. Так как Россия является федеративным государством, то преобладающими для нее, бесспорно, являются вертикальные бюджетные связи, т.е. связи между Российской Федерацией в целом, ее субъектами и муниципальными образованиями, как правило, строящиеся на основе субординации. Горизонтальные же бюджетные связи отражают связи между равноправными по юридическому статусу территориями: субъектами Федерации относительно друг друга или муниципальными образованиями соответственно, что должно учитываться при правовом регулировании формирования местных бюджетов. Только на основе научного подхода, путем постепенного введения изменений в систему налогов, налоги будут осуществлять, прежде всего, регулирующую и стимулирующую (а не только фискальную и перераспределительную) функции, в результате чего станет возможно расширение налогооблагаемой базы, и тогда увеличатся поступления налоговых доходов в бюджет, в том числе, и в местные бюджеты. ![]()
Пользовательского поиска
|