Высшее профессиональное образование в Великобритании. Перспективы интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространствоИщенко П.С.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Кому нужен диплом о высшем образовании? Образование или образованность? Современные тенденции образования В течение последнего десятилетия прошлого века дискуссии по проблемам образования в большинстве стран мира и в мировом сообществе в целом были сконцентрированы на проблеме: «Каким должно быть образование в XXI веке". Уже закончилось первое десятилетие нового века, но проблемы остались. Более того, они еще более обострились в связи с глобализацией мировой экономики и усилением конкуренции не только между отдельными странами, но и между основными геополитическими регионами, в которую все больше и больше втягиваются и национальные системы образования. Не будучи в состоянии выжить в одиночку, они объединяются и совместно решают проблемы. Характерным примером в этом отношении является Европейский геополитический регион. В «Совместной декларации о гармонизации систем европейского высшего образования», подписанной министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании говорится, что «Европе предстоит период значительных изменений, как в системе образования, так и в системе условий труда, диверсификации профессиональных карьер, когда получение образования в течение всей жизни становится необходимым». В июне 1999г. министры образования 30 европейских стран подписали Болонскую декларацию, цель которой - установление европейской зоны высшего образования, а так же активизация европейской системы высшего образования в мире. К этой декларации присоединилась и Россия. Высшие учебные заведения, в том числе и России, стали выходить на глобальный рынок преподавателей, студентов, знания и информации. Число студентов, желающих учиться за пределами своей страны, растет. Возросла и мобильность ученых. В этой ситуации перед российским абитуриентом стоит выбор - получать образование на родине или в любом европейском вузе, например, в Великобритании. Факторы, определяющие выбор, различны: стоимость получения высшего образования, качество подготовки, использование инновационных технологий в учебном процессе, развивающих интеллектуальные и практические умения, уровень профессорско-преподавательского состава, востребованность и конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда и другие. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2010 году в «Национальном рейтинге российских вузов» первое место занимал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Второе же принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету. Обучение в российских вузах стоит намного дешевле, чем в зарубежных, в частности, в вузах Великобритании, но по престижности последние вне конкуренции. Это можно объяснить различными факторами, в том числе, сложившейся в стране системой обучения, которая направлена на развитие познавательной деятельности студентов, их мышление. Так, при проведении тестов на психологическую выносливость, специалисты с западным образованием показали более высокие результаты по сравнению с теми, кто закончил российские вузы. Ко всему прочему можно ещё добавить и финансовый кризис. Как ни странно, кризис стал причиной все большего отъезда россиян. Причина проста – если раньше будущие специалисты пытались начать работу и карьерное восхождение, будучи ещё студентами, то теперь они предпочитают уехать из страны и вернуться обладателями престижных дипломов. Необходимо быть готовым выложить крупную сумму денег, но, в большинстве случаев, она окупается. Как бы мы ни спорили, отечественные работодатели предпочитают специалистов с европейскими дипломами. Отчасти, это можно объяснить нашим менталитетом и восхищением западным образованием. ![]() Карл Генрих Блох. Исцеление слепогоВ Великобритании сложилась трехуровневая система высшего образования. Учебные курсы первого уровня завершаются присуждением первой университетской степени бакалавра. Наиболее распространенными степенями являются «Бакалавр искусств» и «Бакалавр наук». Продолжительность обучения на этом уровне составляет обычно три года, хотя в ряде случаев она продлевается на один год и составляет в целом четыре года. Например, от студентов, изучающих иностранные языки, требуется годичная стажировка (учеба или работа) в странах, языки которых они изучают. Учебные курсы второго уровня завершаются присуждением степени магистра. Продолжительность обучения (научной работы) или того и другого составляет как минимум один год (чаще два года) после получения степени бакалавра. Третьим уровнем является докторантура. Присуждение степени доктора требует защиты результатов исследования в форме так называемых тезисов. Обычно присуждается степень доктора философии независимо от области науки, по которой защищаются тезисы, за исключением нескольких специфических областей. Для исследования, подготовки и защиты тезисов на соискание степени доктора философии требуется, по крайней мере, три года. Таким образом, трехуровневая система позволяет учитывать интересы и возможности учащихся. Кроме того, большая часть международной исследовательской работы проходит в университетах Англии. По данным организации «Страж науки» агентства печати Т. Рейтера, из 151 основной ведущей страны Англия сейчас занимает 3 место по числу авторов, 4-е по количеству печатных работ и 11-е место по сертификату за лучший доклад. Исследовательские работы в английских университетах финансируются по двойной системе за счет правительственных целевых фондов через Фондовый совет высшего образования Великобритании, которыми они могут распоряжаться по своему усмотрению, а также средств, получаемых под конкретные проекты из различных источников (советов НИД, министерств, благотворительных организаций и т.п.). Таким образом, у университетов Великобритании есть большая финансовая поддержка, чтобы быть независимыми от поиска средств на исследования. Однако ни один университет не имеет право на отдельное, особое финансирование для целевых исследований. В связи с этим, в последние годы ведется разработка стратегической финансовой политики в области научно-исследовательских работ университетов Великобритании. Так, например, в приоритетные задачи входит создание научно-исследовательских команд, способных быстро реагировать на предлагаемые и финансируемые исследования, а это значит, что в повестку дня поставлена междисциплинарная исследовательская деятельность. Это, в свою очередь, повлекло за собой вывод о том, что традиционная факультетская структура может препятствовать междисциплинарному сотрудничеству, и это деление по профилирующей дисциплине утратило свое влияние и значение. В данном контексте возникает задача сохранить и удержать в университетах лучшие кадры. Программы подготовки кадров включают написание научно-исследовательских работ, предоставление грантов, заключение контрактов, введена новая система поощрений. В целом система высшего образования и научно-исследовательской работы в университетах Великобритании находится в стадии реформирования, с целью укрепления своего международного статуса и повышения конкурентоспособности. Российские абитуриенты, отдающие приоритет английской системе высшего образования, и не готовые к обучению по этой системе, оказываются в затруднительном положении, так как Россия только сейчас начинает переходить на уровневую систему подготовки студентов. После окончания российской школы в университет Великобритании поступить нельзя. Необходимо пройти программу Foundation, которая предоставляется практически во всех крупных английских вузах. Также этот курс можно пройти в различных языковых центрах и школах при университетах. Целью данной программы является устранение пробелов в российской школьной программе, так как в Великобритании, в отличие от России, в школе учатся 13 лет. Более того, иностранному студенту будет легче привыкнуть к языку, культурным особенностям и жизни в другой стране. К программе Foundation допускаются иностранные студенты в возрасте от 16 лет, которые имеют документ о полном среднем образовании, и владеют английским языком, как минимум, на уровне Intermediate. Год обучения и проживания в общежитии обойдется студенту в Лондоне от 20000 фунтов. Во время обучения по данной программе осуществляется подготовка к экзамену IELTs. который, в некоторой степени, можно сравнить с ЕГЭ, так как при поступлении в вузы результаты этой программы и экзамена обязательно учитываются. Чем выше балл, тем больше шансов поступить в престижный вуз. Но прежде чем начинать обучение по программе Foundation, необходимо определиться с будущей специальностью - от этого будет зависеть направление курса. Существуют различные пути поступления в английский вуз для российских студентов. Единственным условием остается достижение 18 лет и владение высоким уровнем английского, подтвержденного международным сертификатом IELTs:
Студенту необходимо решить для себя, какую ученую степень он собирается получить - бакалавра, магистра или доктора. Ведь диплом о высшем образовании можно получить не только в классическом университете, но и в колледже. Его главное отличие - это узкое специализированное образование. В итоге за 3 года обучения студент получает степень бакалавра. Обычно в колледжах готовят представителей творческих профессий: дизайнеров, специалистов в театральном искусстве, живописи и музыке, специалистов в деле образования. Также имеются и политехнические институты, где можно овладеть любой инженерной специальностью. Классикой являются университеты, где можно получить степень магистра. Но необходимо учитывать, что и цены между данными категориями образовательных учреждений будут существенно различаться. Цены на обучение и проживание зависят от престижа вуза и специальности. Например, год обучения для иностранного студента в Университете Ланкастера будет стоить от 8500 до 10600 фунтов, для Оксфорда плата за обучение на 2009-2010 учебный год составляла: за теоретические курсы – 11750 фунтов, курсы с лабораторной практикой – 13450 фунтов, курсы с клинической практикой – 24500 фунтов. К этому необходимо добавить траты на проживание и быт - минимум 6000-8000 фунтов в год (26 недель). Общежитие предоставляется всем первокурсникам. Студенты старших курсов, как правило, снимают отдельное жилье или комнаты, так что к общей сумме можно добавить примерно 4000 фунтов. Чем меньше город, тем меньше будет стоить аренда квартиры или общежития. Если российский абитуриент планирует поступать в английский университет, то необходимо быть готовым к большому объему самостоятельной работы, владеть умениями и навыками поиска необходимой информации из различных источников. В целом, российское высшее образование, интегрируясь в европейское образовательное пространство, переходит на уровневую систему подготовки, повышается активизация внимания к инновационным образовательным технологиям и интерактивному обучению, делаются попытки «приблизить» студентов к базе источников и навыкам работы с ней. Однако нашему государству предстоит решить еще много проблем, чтобы российское высшее образование было конкурентоспособным и привлекательным как для российских студентов, так и для иностранцев. Во всем мире высшее образование испытывает необходимость реформ. Они по-разному происходят в разных странах, но имеют одну цель - сформировать такую систему образования, которая бы позволяла готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, в первую очередь, для своей страны и способных выдержать эту конкуренцию в мире. ![]()
Пользовательского поиска
|