Аутсорсинг: понятие, роль и пути развитияПрокофьева В.Ю.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Аутсорсинг как метод совершенствования организационных структур местных администраций Куда стремится логистический аутсорсинг в России? Каждая компания выживает на конкурентном рынке благодаря своей основной компетенции. Кто-то умеет производить качественные продукты, кто-то предоставляет востребованные услуги, а еще кто-то хорошо работает с государственными органами. Управление персоналом является основной компетенцией разве что для кадровых агентств, а значит, эту функцию вполне можно отдать на аутсорсинг. Мировая практика аутсорсинговых услуг в настоящее время богата примерами и имеет достаточный опыт. Так, практически полный производственный аутсорсинг имеется у корпорации DELL. Мировой лидер в производстве спортивной одежды NIКЕ уже давно передал на аутсорсинг производство и продажу. Все мировые бренды автомобильного рынка успешно применяют аутсорсинг. Что касается России, можно выделить передачу на аутсорсинг сервисный подразделений крупнейшей энергетической компании «ЛУКОЙЛ». Успешным является проект аутсорсинга информационных технологии комплекса страховой компании «РОСНО». Аутсорсинг в переводе с английского языка означает «использование чужих ресурсов», т.е. это передача некоторых функций другим профильным организациям, специализирующимся в данной конкретной области, на договорной основе. Выделяют три вида аутсорсинга:
Следует отметить, что в российском законодательстве термин «аутсорсинг» отсутствует. При этом, согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Как правило, договор аутсорсинга является договором возмездного оказания услуг. Договор аутсорсинга для различных видов деятельности важно правильно составить, что означает, в первую очередь, четко и ясно прописать предмет договора, а также необходимо, чтобы функции, указанные в предмете договора, не совпадали с функциями, предусмотренными для должностей в штатном расписании компании. Расходы по договору аутсорсинга за консультационные, информационные, юридические услуги, а также за услуги по бухгалтерскому обслуживанию относят к прочим расходам. Существует форма сотрудничества с работником организации, когда работодателю не нужно заключать с работником трудовой договор. Обе стороны (работодатель и работник) заключают договор с кадровым агентством. Такие правоотношения возникают, когда кадровое агентство заключает трудовой договор с работником от своего имени и направляет его на работу в какую-либо компанию. Это так называемый лизинг персонала, он может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный лизинг персонала представляет собой привлечение персонала на период отпусков, длительной болезни специалиста, на время выставок, конференций и т.д. При долгосрочном лизинге персонала в компанию заказчика направляется сотрудник, находящийся в штате кадрового агентства, на относительно длительный срок. Выведение персонала за штат называют аутстаффинг. Аутстаффинг по смыслу аналогичен понятию лизинга персонала. Однако для российской практики с юридической точки зрения существуют некоторые особенности. Это касается определения предмета договора финансовой аренды, т.е. лизинга. В ст. 666 ГК РФ записано, что предметом такого договора могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов. В соответствии с российским законодательством, человек и его труд таковыми не являются. Аутсорсинг и аутстаффинг стали инструментами успеха для многих компаний в различных отраслях деятельности. Термин «outsourcing» был введен в 1989 г. Однако, если аутсорсингом считать привлечение услуг сторонних компаний для решения отдельных вопросов, то можно сказать, что возникновение этой формы сотрудничества имело место в начале XX в. В то время свои услуги начали предоставлять юридические агентства в США и Великобритании. Суммарный оборот таких специализированных компаний, по оценкам специалистов, составлял около 50 млрд. долл. в год. Еще за 70 лет до появления термина «outsourcing» Альфред Слоун-младший применил эту форму сотрудничества и доказал, что в условиях конкуренции ни одна компания не может быть самодостаточной и опираться лишь на собственные ресурсы. Альфред Слоун-младший использовал аутсорсинг для организации как систем управления компанией, так и производства, в основу которого был положен метод кооперации узкоспециализированных производств внутри компании и за ее пределами. Современный бизнес трудно представить без аутсорсинга по следующим причинам: - для поддержания конкурентоспособности большинство компаний стремится к использованию новейших достижений науки и техники; - современные технологии, знания и опыт находятся в руках профессионалов, которые специализируются в данной сфере и готовы с выгодой предложить свои услуги нуждающимся компаниям. Это удобно для всех, поскольку появляется возможность сосредоточить собственные ресурсы на ключевых моментах деятельности. В настоящее время аутсорсинг рассматривают как современный метод создания высококонкурентных и эффективных компаний в условиях жесткой конкуренции. Применение аутсорсинга в западных странах носит массовый характер, но российские компании не торопятся его использовать. Российский опыт применения такой формы сотрудничества, как аутсорсинг, позволил выявить ряд проблем системного характера, объективно препятствующих ускорению развития рынка этих услуг в России. Их можно свести к следующему: - опасение и недоверие заказчиков, основанные на наличии негативного опыта применения аутсорсинга в различных организациях; - отсутствие страхования рисков деятельности в условиях аутсорсинга; - недостаток объективной информации, а также профессиональных кадров; - гораздо большие затраты на оплату услуг компаний-аутсорсеров, чем выполнение работ собственными силами. ![]() Теодор де Бри. Радушие туземцевПо мнению финансового директора ГК «АвтоСпецЦентр» О. Мосеева, главной проблемой, из-за которой аутсорсинг в России буксует, является его недостаточная популярность среди российских предприятий в связи с поверхностным изучением данной бизнес-технологии (как явления в целом) и недостаточная проработка каждого конкретного предложения об аутсорсинге, поступающего компании. Отказаться, руководствуясь одними только словами «не нравится» или «не доверяю», всегда легче, чем скрупулезно - с цифрами, консультациями профильных специалистов - проанализировать все плюсы и минусы внешнего управления. Кроме того, проблема состоит и в том, что собственник (руководитель) не хочет потерять контроль над определенным бизнес-процессом, а вместе с этим ослабить свое влияние на деятельность организм (предприятия) в целом, страшат и возможные утечки информации. Широкое использование аутсорсинга в России в настоящее время наблюдается в области информационных технологий. Однако надо надеяться, что будущем в России предприятия все процессы станут отдавать на аутсорсинг, оставляя себе лишь разработку продукта и его продвижение на рынок. Хотя и в этом вопросе можно обращаться к услугам рекламных агентств, а самим предприятиям определять генеральную линию маркетинга и только контролировать процесс. Логика эволюции компаний, работающих в условиях развитой экономики, давно привела их к мысли о передаче несвойственных функций аутсорсинговым организациям. Ключевым словом здесь является именно «несвойственные» функции: дело строительной фирмы - строить, торговой - продавать, ремонтной - ремонтировать, учебного заведения - учить и т.д. Остальное, что не является бизнесом предприятия, может быть передано «на сторону», тем, кто занимается подобной деятельностью профессионально. Бизнес будущего - это процессинговые организации, сконцентрированные на эффективности основной деятельности. Таким образом, при принятии управленческих решений в современном бизнесе руководители должны использовать весь накопленный ранее потенциал и опыт, привлекать для реализации задач высококвалифицированных специалистов и внедрять инновации, что возможно исключительно при глубокой специализации на ключевой сфере. ![]()
Пользовательского поиска
|