Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №51 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Развитие предприятий пищевой отрасли России

Пряхина А.В.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Роль и место России в мировой продовольственной системе

Россия в ВТО: воздействие на АПК

Проблемы продовольственной безопасности города Москвы

Экспорт продовольствия: проблемы и перспективы


Предприятие в своей деятельности нуждается в постоянном развитии. Развитие предприятия – это путь достижения поставленных перед ним целей с учетом начального состояния предприятия.

Выделяют два основных пути развития:

1. Экстенсивное развитие предприятия представляет собой увеличение производства за счет простого количественного расширения самих факторов производства, например, увеличения числа работников.

2. Интенсивный путь развития представляет собой рост производства за счет более эффективного использования факторов производства, т.е. за счет внедрения новых, более эффективных технологий посредством обновления основных фондов, за счет повышения квалификации рабочей силы и др.

Выбирая путь развития, необходимо понимать в каждый момент времени, где находится предприятие относительно своих целей, и понимать путь их достижения. Цели предприятия, наряду со стратегиями, направляют и определяют его развитие. Стратегическое развитие компании должно правильно моделировать ситуацию, выявлять необходимость изменений, т.е. разрабатывать стратегию и затем воплощать ее в жизнь.

Пищевая промышленность - важнейшая область производства, которая направлена на обеспечение и поддержку нормального состояния уровня жизни, обеспечение населения необходимыми продуктами. Пищевая промышленность в последнее время была одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в Российской Федерации. Эффективное развитие пищевой промышленности имеет стратегическое значение для государства и является одним из индикаторов его экономической безопасности.

По данным Росстата, в Российской Федерации наблюдается положительная динамика производства пищевых продуктов (рис.1). В 2011 г. российская обрабатывающая промышленность в целом вышла на докризисный уровень 2008 г., а в январе 2012 г. на 2,3% превысила показатель января 2008 г.


производство пищевых продуктов в России - статистика
Рисунок 1. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в России, 1991-2011 г.г.

Наиболее характерные тенденции в развитии пищевой отрасли, в первую очередь, связаны с консолидацией активов, образованием крупных компаний (например, масложировой сектор), а также продолжающимся формированием вертикально-интегрированных связей и шоками на мировых агропродовольственных рынках. Деятельность российских предприятий пищевой промышленности ориентирована на внутренний рынок, а приоритеты их стратегического развития являются, в основном, реакцией на изменение внешних факторов.

Стабильное функционирование и развитие предприятий пищевой промышленности требует значительного укреплении конкурентного потенциала отрасли, что, в свою очередь, предполагает коренное техническое перевооружение, повышение качества выпускаемой продукции.

В январе 2012 года наблюдается опережающий рост выпуска пищевых продуктов относительно динамики обрабатывающего производства в целом (Таблица 1). Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в январе 2012г. по сравнению с январем 2011г. составил 105,6%, а по сравнению с декабрем 2011 г. - 75,4%.


Январь 2012 в % к

Январю 2011

Декабрю 2011

Обрабатывающие производства всего, в т.ч.

104,8

82,8

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

105,6

75,4

Таблица 1. Индекс производства пищевых продуктов в РФ (январь 2012 года)

Несмотря на то, что российская обрабатывающая промышленность в целом вышла на докризисный уровень 2008 г., лишь немногие продовольственные компании могут выйти на докризисные объемы продаж своей продукции. Это связанно и с вялостью потребителя, чей жизненный уровень значительно снизился, и с утраченной многими компаниями дилерской сетью. Многим компаниям приходится восстанавливать, а некоторым даже выстраивать все заново. Отметим, что неустойчивый характер динамики экономического роста опять же связан с низким уровнем конкурентоспособности и сохранением тенденций опережающего роста импорта относительно отечественного производства. Несмотря на значительную инвестиционную активность, действительный потенциал отрасли раскрыт еще не полностью.

Ограничения развития производства пищевых продуктов связаны с:

  1. несовершенством механизма государственного и таможенно-тарифного регулирования рынка продовольствия;

  2. неразвитостью инфраструктуры производства продукции, основной целью которой является обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса;

  3. зависимостью от импортных поставок сырья и колебаний мировых цен;

  4. незавершенностью работы по разработке технических регламентов;

  5. низким уровнем рентабельности производства большей части пищевой продукции;

  6. рост импорта продовольствия и недостаточная конкурентоспособность отечественных товаров;

  7. моральное и физическое старение основных производственных фондов, особенно их активной части;

  8. неблагоприятные условия для инвестирования.

К конкурентным преимуществам пищевой отрасли относятся:

  1. быстрый и устойчивый рост рынков и их большие масштабы, как существенные факторы инвестиционной привлекательности отрасли;

  2. обновление в среднем по отрасли свыше половины производственных мощностей (несмотря на это, проблема усовершенствования технологического процесса производства является актуальной для многих предприятий). Это связано с постоянно увеличивающимися требованиями к качеству продукции.

Пищевая промышленность является одной из точек роста национальной экономики России. От решения проблемы экономического роста во многом зависит повышение конкурентоспособности отраслей пищевой промышленности. Стратегия долгосрочного и устойчивого экономического роста требует ответа на вопрос о факторах экономического роста, их взаимосвязи, источниках нового качества экономического развития. Большое значение приобретает исследование возможностей использования внутреннего потенциала пищевой промышленности и внешних факторов экономического роста. При прогнозировании показателей развития как пищевой промышленности в целом, так и отдельных предприятий, необходим комплексный анализ всей системы факторов, оказывающих влияние на экономическое развитие отрасли, а также анализ тенденций экономического развития других отраслей, оказывающих определенное влияние на развитие пищевой отрасли. Системный анализ факторов, тенденций и их взаимодействия является наиболее оптимальным для разработки сценарных прогнозов развития пищевой промышленности, чем анализ отдельных показателей.


Инерционный вариант

Инновационный вариант

Привлечение инвестиционных средств
Рост спроса населения
Развитие сырьевой базы
Реализация мер таможенно-тарифного регулирования

Применение инновационных технологий
Модернизация производства
Разработка и применение технических регламентов для пищевой промышленности
Расширение ассортимента выпускаемой продукции
Появление или дальнейшее развитие новых рынков пищевой отрасли
Доступность отечественного сырья
Улучшение качественных характеристик сырья
Решение проблемы упаковки продуктов питания: создание упаковочных технологий и материалов, позволяющих долго хранить продукты без использования консервантов и создание упаковочных материалов на основе природных биополимеров
Благоприятная мировая конъюнктура

Таблица 2. Основные факторы развития пищевой промышленности

Инерционный вариант развития характеризуется ростом потребительского спроса на продукты питания, невысоким уровнем конкурентоспособности отечественной продукции, средним уровнем инвестиционной активности и сравнительно высокой степенью зависимости российского продовольственного рынка от импорта.

Инновационный сценарий развития ориентируется на устойчивый потребительский спрос на продовольствие, формирование новой культуры потребления, масштабный объем привлечения инвестиций, направленный на технологическую модернизацию производства.

Россия уже составила план стратегического развития перерабатывающей и пищевой промышленности на 2013-2020 г.г. Аграрный комитет ГД рассмотрел проект стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ до 2020 г. (март 2012 года). Предусматривается, что инвестиции в социально значимые отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности возрастут на 16,5% к 2020 году почти до 103 млрд. руб. по отношению к 2010 году (88 млрд. руб.). Суммарно инвестиции в эту сферу в 2013-2020 годах составят 777,8 млрд. руб. Из них предприятиями будет потрачено  262 млрд. руб. собственных средств, заемных - 515 млрд. руб.

Самые большие инвестиции запланированы в сахарную отрасль, так как она одна из ключевых в России - 107,7 млрд. рублей. За ней по суммарному объему инвестирования следует молочная отрасль - 99,7 млрд. рублей. Немногим менее запланировано инвестировать в мясную промышленность - 99,15 млрд. рублей, в развитие хлебопекарной отрасли инвестируют 98,2 млрд. рублей. На развитие кондитерской отрасли будет затрачено 79,9 млрд. рублей, на консервную отрасль пойдет 27,1 млрд. рублей. Также в созданном плане более детально прописаны размеры инвестиций в эти и другие отрасли промышленности. Как видно из цифр, правительство России всерьез намерено заняться развитием отечественной пищевой промышленности.

Составители плана учли, что далеко не все предприятия этих отраслей имеют необходимое техническое оснащение для развития, и в запланированные инвестиции вложены возможные риски. Следовательно, одной из основных задач для пищевой промышленности является создание эффективного взаимодействия производителей технологического оборудования и представителей предприятий, производящих пищевую продукцию, с целью формирования современной базы для развития отечественной пищевой промышленности.

Учитывают разработчики и возможный «социальный риск», связанный с ростом цен на продовольствие, отставанием от них роста душевых доходов населения, уменьшением его покупательной способности. Его снижение должно заключаться в оказании помощи отечественным товаропроизводителям по увеличению и устойчивости производства сельскохозяйственной продукции.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru