Местное самоуправление в России на современном этапеБогданов М.С.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Местное самоуправление в России. Законодательство, действительность и пути развития Общественное мнение и самоуправление Местное самоуправление как один из институтов гражданского общества в современной России Актуальные проблемы местного самоуправления в Российской Федерации Фактически, местное самоуправление в Российской Федерации существует на законодательном уровне уже достаточное время для того, чтобы были заметны положительные изменения в развитии территорий и жизни населения этих территорий, которые находятся под управлением органов МСУ. Но в действительности, положительных изменений в современной жизни практически всех территорий России, которые не являются объектами пристального внимания и финансирования со стороны центральной власти, почти нет. Наоборот, те функции, которые напрямую связаны с местным самоуправлением, а это, например, уборка мусора и экологическая безопасность среды обитания и жизнедеятельности людей, не выполняются или выполняются очень плохо. Несмотря на то, что во многих местах экологически вредные производства, по разным причинам, уже давно закрылись, экология этих мест лучше не стала. С уборкой и утилизацией разного вида мусора положение стало еще хуже. Подмосковье, по существу, сейчас является одной большой свалкой, где вместе с бытовым мусором закапываются в землю и разного вида ядовитые отходы промышленного производства. Различные виды полигонов для мусора, легальные и нелегальные, по мере их заполнения закапываются, но не рекультивируются. Потом, рядом с этими захоронениями, а зачастую, и прямо на их месте возводятся жилые кварталы многоэтажной застройки. Так же обстоят дела и вокруг других больших мегаполисов России. ![]() Шварц В.Г. Иван Грозный у тела сынаКак правило, органы местного самоуправления все нерешенные и, может быть, мотивируемо нерешаемые ими проблемы оправдывают отсутствием средств и механизмов реализации, поставленных перед органами местного самоуправления целями. И в этом оправдании есть очень много резона. Ведь не только уборка мусора и забота об экологической безопасности на вверенной территории являются непосредственными функциями местного самоуправления, но также и многие другие, не менее важные для полноценной жизни людей управленческие решения. В Конституции РФ есть статья о местном самоуправлении, есть федеральный закон о местном самоуправлении, вдобавок, РФ подписала в полном объеме Европейскую хартию о местном самоуправлении, есть даже постоянные выборы в органы местного самоуправления, что еще надо? Наверное, чего-то все-таки не хватает. Решение проблем через массовые митинги в защиту от вырубки леса, обманутых дольщиков или строительство сомнительных объектов, а также, зачастую, через все возрастающее противостояние между местными жителями и приезжими с Кавказа или Средней Азии – это не путь для России. Массовые акции протеста эффективно действуют во многих странах. Но в России это не всегда так. Поэтому, с одной стороны, иметь на законодательном уровне всю необходимую структуру местного самоуправления, а с другой - иметь постоянно нарастающее протестное движение, связанное с конкретными местными, пусть даже и массовыми в масштабе страны проблемами, наверное, не очень логично. Следует все-таки русским ученым подумать, что за предмет и метод управления представляют собой органы власти, которые должны отвечать за рост уровня жизни и гарантии прав и свобод, выраженных в общечеловеческих ценностях. Потому что копирование пусть даже положительного опыта других стран не всегда дает позитивный результат на территории другой страны с отличными географическими и социальными характеристиками. Например, сомневаюсь, что население России хочет перенять опыт заселения африканским населением Франции, где даже воистину демократически избранные органы местного самоуправления никак не могут сопротивляться культурному и этническому нашествию с юга. Причем это нашествие идет при помощи и содействии самих французских законов о местном самоуправлении. Такая же картина и во многих других развитых странах Европы, США и Канады. То есть непосредственно самую главную функцию органов местного самоуправления – защиту населения и их исторических традиций и уклада жизни, традиционно проживающего на данной территории, - они не в состоянии выполнить. Так стоит ли слепо копировать модели самоуправления, тем более что ничего хорошего для людей из этого не получилось? В России тоже есть исторические примеры местного самоуправления – это община, землячество, земство, казацкий круг и пр., также есть и современный опыт ТОС. В любом случае, формы органов МСУ могут быть различными, в зависимости от географических и национальных условий, но федеральный закон всегда должен иметь первенство. Ни в коем случае не изменяя суть местного самоуправления по Конституции РФ, позитивным будет внести в термин «местное самоуправление» понятие «власть местных» – постоянно проживающих на данной местности, которая называлась и называется до сих пор Россия, российских граждан. ![]()
Пользовательского поиска
|