Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – основные преимуществаГолованов К.П.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Государственная служба в России Администраторы бюджетных средств как субъекты финансового права Правовое регулирование договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд Планирование как эффективный метод территориального развития муниципального образования В настоящей статье рассмотрены причины принятия Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также выделены основные преимущества для субъектов этой деятельности, как заказчиков, так и предпринимательского сектора, описаны стадии осуществления закупок. In this article reviewed the reasons for adopt the Federal law «On Contract systems in the sphere of procurement of goods, works and services for provisioning governmental and municipal needs», as well as highlighting key benefits for the subjects of this activity, as customers and entrepreneurs, described the stages accomplishing of procurements. Государственные и муниципальные закупки на сегодняшний день являются приоритетной сферой, в которой необходимо эффективное правовое регулирование. Причиной тому служат:
Нововведением в сфере отношений государственных и муниципальных закупок должен стать новый Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», разработка и дальнейшее принятие которого стали необходимым и важным шагом. Главными причинами введения данного закона стали: возросший уровень коррупции в сфере государственных закупок, развитие российского предпринимательского сектора, а также применение новых норм к неурегулированным отношениям, возникшим в процессе использования Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». Предполагается, что новый Федеральный закон станет полноценной заменой действующего закона. Основные положения, включенные в новый Федеральный закон, распространяют свое действия на цели: 1. Повышение эффективности государственных закупок. 2. Результативность осуществления государственных закупок. 3. Обеспечение гласности и прозрачности государственных закупок. 4. Предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Для реализации данных целей Федеральным законом предложены основные сферы нормативного регулирования, в которых применяются его положения: 1. Осуществление планирования закупок товаров, работ, услуг. 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 3. Заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе на приобретение недвижимого имущества или аренду имущества от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования, бюджетного учреждения, а также иного юридического лица. 4. Особенности исполнения контрактов. 5. Мониторинг закупок товаров, работ, услуг. 6. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг. 7. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Структурной особенностью Федерального закона является то, что основные сферы нормативного регулирования выделены в отдельные главы, с набором ориентированных только на данную сферу норм, что позволяет наилучшим образом организовать процесс ознакомления с нормами Федерального закона как государственных и муниципальных учреждений, так и субъектов предпринимательской деятельности, осуществления применения данных норм. Важной особенностью стало введение норм-принципов, среди которых принцип открытости контрактной системы, прозрачности информации о контрактной системы в сфере закупок, принцип обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также эффективность государственных закупок. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принцип открытости трактуется как возможность обеспечения равного доступа субъектам муниципального заказа, на безвозмездной основе к единой информационной системе. Принцип обеспечения конкуренции понимается как создание таких условий, чтобы любое заинтересованное лицо имело возможность, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, стать поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Конкурентная среда должна быть основана на ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок, а также запретах на введения заказчиками каких-либо ограничений, приводящих в конечном итоге к ограничению конкуренции ![]() Седов Г. Выбор невесты царем Алексеем МихайловичемПринцип профессионализма заказчика предусматривает осуществление деятельности заказчика только на профессиональной основе с привлечением высококвалифицированных специалистов в сфере закупок, с принятием мер по повышению уровня квалификации специалистов. Принцип стимулирования инноваций выражается в целенаправленном планировании закупок заказчиком, при котором он обязан исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационных и высокотехнологичной продукции. Принцип единства контрактной системы Российской Федерации в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок основывается на деятельности государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, казёнными учреждениями по эффективному планированию закупок, ориентированных на заданный, конечный результат, и несение персональной ответственности за результат должностными лицами заказчика. Введение в новый закон основополагающих норм-принципов, так или иначе, служит базой для построения остальных норм закона. В отличие от Федерального закона № 94, в ФЗ-44 вводится понятие планирования, под которым понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти, муниципальных образований, а также юридических лиц для целей осуществления государственных закупок, к которым относится реализация государственных программ всех уровней, исполнения международных обязательств Российской Федерации, выполнении функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальными органами, по осуществлению формирования плана закупок, его утверждения, а также ведения. Формирование плана закупок с учетом положений Федерального закона можно условно разделить на стадии. Первая стадия, стадия формирования, определяет, какие закупки будут осуществлены на период действия закона о бюджете на очередной финансовый год, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В обязательном порядке в планы закупок должны быть включены идентификационный код закупки, точное определение целей осуществления закупки, наименование объекта закупки с описанием, а также объем закупок, объем финансового обеспечения закупок, сроки и периодичность осуществления закупок, обоснование закупок, информация «о закупках товаров, работ, услуг, которые, по причине технической и технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера, способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначенные для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе, архитектурно-строительного проектирования)», информацию об обязательном общественном обсуждении закупки товаров, работ, услуг. Вторую стадию плана закупок можно определить, как стадию утверждения. На стадии утверждения происходит подтверждение финансового обеспечения закупок на очередной финансовый год, с учетом выполнения требований, упомянутых в первой стадии. Третья стадия, стадия ведения закупок, определяет, какие именно закупки будут осуществлены и через каких поставщиков. Именно на данной стадии вводится понятие «план-график закупки». Согласно определению, данному в ст. 21 п.1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», план-график содержит перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и является основанием для осуществления закупок. В планы-графики закупок в обязательном порядке должна быть включена, в отношении каждой закупки, следующая информация:
План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие обязательств или исполнение, или утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности. Среди гарантий для осуществления закупок, именно в рамках закона, законодатель предусмотрел несколько формулировок, содержащих в себе запреты на осуществление закупок вне рамок плана графика: запрет на размещение в информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации об осуществлении закупок, направлении приглашений, принятии участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках. Помимо запретов, законодателем были предусмотрены и допущения. Так, разрешено вносить изменения в план-график закупок в течение года в следующих случаях:
Внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупок может быть осуществлено не позднее, чем за десять календарных дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. По завершении планирования инициируется процесс осуществления закупок. Федеральным законом Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрены способы определения поставщиков. Определение поставщиков законодателем поставлено в зависимость от типа проводимого конкурса. Так, выделяются определение поставщика по конкурентным преимуществам или осуществление закупок у единственного поставщика. На открытых конкурсах, аукционах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах используются критерии определения поставщиков по конкурентным преимуществам. Поскольку одной из целей федерального закона является экономия бюджетных средств при осуществлении закупок, конкурентным преимуществом, наряду с качеством товара, является наименьшая цена. Очень важно понимать, что не всегда цена товара может служить основанием для принятия решения о закупке. Речь здесь идет о высокотехнологичном производстве, при котором на рынке товаров, количество производителей можно пересчитать по пальцам, и в данной ситуации очень сложно выбрать поставщика с наименьшей ценой, поскольку количество конкурентов ограничено, поэтому в данной случае применяется способ осуществления закупок у единственного поставщика. Вопросы, связанные с ограничениями по контролю осуществления закупок со стороны общества, не раз поднимались на обсуждение в профильных министерствах, ведомствах и в Государственной Думе РФ. В Федеральном законе Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрены и эти меры. Среди методов обеспечения положений законодательства предусмотрены обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению условий общественного контроля. Подобными формами обеспечения могут послужить специализированный доступ к информационным системам государственных и муниципальных закупок общественных объединений, а также организация общественных мероприятий, форумов, выставок, конференций (подобные мероприятия уже имеют место быть в российской действительности, примером может послужить форум-выставка «Госзаказ»). Целями общественного контроля, в соответствии с ФЗ №-44, являются: «реализация принципов контрактной системы в сфере закупок, содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждение, выявление нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях». На законодательном уровне в ФЗ № 44 предусмотрены возможности обращения общественных объединений, юридических лиц в правоохранительные органы Российской Федерации от своего имени по всем случаям нарушения законодательства в сфере государственных закупок, а также в государственные и муниципальные органы Российской Федерации с заявлениями о проведении мероприятий по контролю закупок. Таким образом, среди преимуществ Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок можно выделить:
![]()
Пользовательского поиска
|