Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №56 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Правовое регулирование бюджетного процесса в муниципальном образовании

Чернышов М.М.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Финансы муниципальных образований

Рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов

Становление и развитие финансово-экономической основы местного самоуправления в России

Составление проекта местного бюджета

Правовое регулирование местного налогообложения в России

Правовая основа деятельности органов местного самоуправления

Организационно-правовые и финансовые основы местного самоуправления в РФ

Имущественные права муниципальных образований


Важнейшую роль в укреплении финансов муниципальных образований играет чёткое следование правилам, определяющим бюджетный процесс, который включает в себя:

  • полномочия участников бюджетного процесса;
  • составление проектов местных бюджетов;
  • рассмотрение и утверждение местных бюджетов;
  • исполнение бюджетов;
  • муниципальный финансовый контроль;
  • подготовку, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении местного бюджета.

Бюджетный процесс, его соблюдение и совершенствование являются необходимым условием обеспечения экономного и эффективного расходования бюджетных средств. Это особо подчёркивается в ежегодных Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

В целях правового регулирования бюджетного процесса в муниципальном образовании разрабатывается пакет документов, основными из которых являются муниципальные правовые акты:

  • о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании;
  • о разработке, применении и мониторинге перспективного финансового плана;
  • о порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования;
  • о контрольном органе муниципального образования;
  • о контрольно-счетной палате муниципального образования;
  • о ревизионной комиссии представительного органа муниципального образования;
  • об установлении местных налоговых, неналоговых доходов и сборов;
  • об установлении налога на имущество физических лиц;
  • об установлении земельного налога;
  • о порядке перечисления в местный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий;
  • о самообложении граждан муниципального образования;
  • о порядке формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;
  • о порядке предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из местного бюджета;
  • о порядке расходования средств резервного фонда;
  • о порядке образования и использования целевых бюджетных фондов.
  • Ежегодно представительным органом муниципального образования принимается решение о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год.

    Основным документом правового регулирования бюджетного процесса является «Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании». В положении устанавливаются, применительно к конкретному муниципальному образованию, основные понятия бюджетного процесса и его этапы, участники бюджетного процесса и их бюджетные полномочия, определяется порядок составления проекта бюджета с указанием правовых оснований и его основных этапов, порядок рассмотрения и утверждения решения о бюджете, а также порядок исполнения бюджета.

    Состав участников бюджетного процесса зависит от величины муниципального образования и организационной структуры исполнительного органа власти.

    Участниками бюджетного процесса являются:

    - глава муниципального образования;

    - представительные органы местного самоуправления;

    - исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований;

    - органы муниципального финансового контроля;

    - главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

    - главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

    - главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

    - получатели бюджетных средств.

    Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами и должностными лицами местного самоуправления, устанавливаются Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также муниципальными правовыми актами местных администраций.

    Представительные органы муниципальных образований рассматривают и утверждают бюджеты муниципальных образований и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением местного бюджета, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением муниципального бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

    Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов, обеспечивают управление муниципальным долгом, осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

    Финансовые органы составляют проект муниципального бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в представительный орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетный процесс.

    Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

    Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

    Органы местной администрации, являющиеся главными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

    В небольших сельских поселениях, как правило, администрации или отсутствует, или обязанности исполнительного органа власти исполняет несколько человек. Поэтому в таких муниципальных образованиях обязанности главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета исполняет глава муниципального образования.

    Органы муниципального финансового контроля, созданные представительными органами, осуществляют контроль за исполнением муниципальных бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении бюджета, проводят экспертизы проектов бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов по бюджетному процессу муниципальных образований.

    Органы муниципального финансового контроля, созданные местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением муниципального бюджета.
    Полномочия органа муниципального финансового контроля, созданного представительным органом, определяются муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

    Полномочия органов муниципального финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) местных администраций, устанавливаются местной администрацией.

    Полномочия главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета, главного администратора и администратора источников финансирования дефицита бюджета определены Бюджетным кодексом РФ.

    Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями.

    Определение территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Определение территориальных органов (подразделений) исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Определение органов (должностных лиц) местной администрации и иных исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов в качестве главных администраторов доходов бюджетов поселений осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального района.

    Казенные, бюджетные и автономные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые им в соответствии с положениями Бюджетного кодекса.

    Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (статья 161 БК РФ) осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом.

    Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. В остальном казенное учреждение действует в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ.

    Положения, установленные статьей 161 БК РФ, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами как получателей бюджетных средств.

    Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

    • составляет и исполняет бюджетную смету;
    • принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
    • обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
    • вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
    • ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);
    • формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
    • исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.




    Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru