Правовое регулирование бюджетного процесса в муниципальном образованииЧернышов М.М.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Финансы муниципальных образований Рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов Становление и развитие финансово-экономической основы местного самоуправления в России Составление проекта местного бюджета Правовое регулирование местного налогообложения в России Правовая основа деятельности органов местного самоуправления Организационно-правовые и финансовые основы местного самоуправления в РФ Имущественные права муниципальных образований Важнейшую роль в укреплении финансов муниципальных образований играет чёткое следование правилам, определяющим бюджетный процесс, который включает в себя:
Бюджетный процесс, его соблюдение и совершенствование являются необходимым условием обеспечения экономного и эффективного расходования бюджетных средств. Это особо подчёркивается в ежегодных Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В целях правового регулирования бюджетного процесса в муниципальном образовании разрабатывается пакет документов, основными из которых являются муниципальные правовые акты:
Ежегодно представительным органом муниципального образования принимается решение о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год. Основным документом правового регулирования бюджетного процесса является «Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании». В положении устанавливаются, применительно к конкретному муниципальному образованию, основные понятия бюджетного процесса и его этапы, участники бюджетного процесса и их бюджетные полномочия, определяется порядок составления проекта бюджета с указанием правовых оснований и его основных этапов, порядок рассмотрения и утверждения решения о бюджете, а также порядок исполнения бюджета. Состав участников бюджетного процесса зависит от величины муниципального образования и организационной структуры исполнительного органа власти. Участниками бюджетного процесса являются: - глава муниципального образования; - представительные органы местного самоуправления; - исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований; - органы муниципального финансового контроля; - главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; - главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; - главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; - получатели бюджетных средств. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами и должностными лицами местного самоуправления, устанавливаются Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также муниципальными правовыми актами местных администраций. Представительные органы муниципальных образований рассматривают и утверждают бюджеты муниципальных образований и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением местного бюджета, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением муниципального бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов, обеспечивают управление муниципальным долгом, осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Финансовые органы составляют проект муниципального бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в представительный орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетный процесс. Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местной администрации, являющиеся главными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами. В небольших сельских поселениях, как правило, администрации или отсутствует, или обязанности исполнительного органа власти исполняет несколько человек. Поэтому в таких муниципальных образованиях обязанности главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета исполняет глава муниципального образования. Органы муниципального финансового контроля, созданные представительными органами, осуществляют контроль за исполнением муниципальных бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении бюджета, проводят экспертизы проектов бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов по бюджетному процессу муниципальных образований. Органы муниципального финансового контроля, созданные местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением муниципального бюджета. Полномочия органов муниципального финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) местных администраций, устанавливаются местной администрацией. Полномочия главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета, главного администратора и администратора источников финансирования дефицита бюджета определены Бюджетным кодексом РФ. Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями. Определение территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Определение территориальных органов (подразделений) исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Определение органов (должностных лиц) местной администрации и иных исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов в качестве главных администраторов доходов бюджетов поселений осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального района. Казенные, бюджетные и автономные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые им в соответствии с положениями Бюджетного кодекса. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (статья 161 БК РФ) осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. В остальном казенное учреждение действует в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ. Положения, установленные статьей 161 БК РФ, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами как получателей бюджетных средств. Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: ![]()
Пользовательского поиска
|