Органы местного самоуправления и прокуратура в едином правовом пространстве России (обзор по Дальневосточному Федеральному Округу за январь-февраль-2014)РУБРИКАТакже рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Органы местного самоуправления и прокуратура - рубрика - обзоры по регионам России Поселковое самоуправление в Магаданской области Предмет ведения и полномочия местного самоуправления В этой рубрике освещаются действия региональных подразделений Прокуратуры РФ и органов местного самоуправления в законотворческой деятельности. Цель - дать возможность органам местного самоуправления не повторять правовых ошибок в своей деятельности. Обзор по Дальневосточному федеральному округу РФПрокуратура Чукотского автономного округаПроверка исполнения законодательства о закупках16 января 2014 года. Прокуратура округа провела проверку исполнения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Установлено, что, вопреки требованиям закона, в государственном унитарном окружном предприятии «Чукотснаб» положение о закупке товаров, работ, услуг ограничивало право хозяйствующих субъектов обжаловать конкурсную документацию в судебном порядке. Это повлекло обоснованное обращение субъекта предпринимательской деятельности, не согласного с итогами конкурса для заключения договора на перевозку топлива по территории Чукотки, в органы прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предусмотрено два вида обжалования действий (бездействий) заказчика – в судебном порядке без определения перечня оснований и в Федеральный антимонопольный орган по исчерпывающему перечню оснований. Участник закупки вправе на любой стадии ее проведения, в том числе и после завершения, обжаловать положения конкурсной документации, которые, по его мнению, нарушают (нарушили) его законные права и интересы и повлияли на итоги проведения закупки. На противоречащий закону правовой акт предприятия прокурор округа принёс протест. Протест рассмотрен и удовлетворен, подготовлен соответствующий проект правового акта. Прокуратура проверила соблюдение трудового законодательства28 января 2014 года. По постановлению прокурора Билибинского района муниципальное предприятие оштрафовано за нарушения законодательства о труде. Прокуратура Билибинского района проверила исполнение трудового законодательства. Установлено, что, вопреки требованиям закона, в муниципальном предприятии «Пищевой комбинат» городского поселения Билибино в трудовых договорах с работниками обязательные условия о режиме рабочего времени и времени отдыха, а также условие об обязательном социальном страховании трудящихся, не были предусмотрены. Кроме того, выявлен факт несвоевременной выплаты заработной платы одному из работников. За нарушения законодательства о труде прокурор Билибинского района возбудил в отношении юридического лица МП «Пищевой комбинат» дело об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ. По постановлению государственной инспекции труда это предприятие оштрафовано на 31 тыс. рублей. Уставы муниципальных образований противоречили федеральному законодательству03 февраля 2014 года. На Чукотке по протестам прокуроров уставы поселений дополнены основаниями для отставки глав муниципальных образований. Прокуратуры Билибинского, Иультинского и Чаунского районов провели проверку соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления требованиям действующего законодательства. Установлено, что, вопреки требованиям закона, акты высшей власти – уставы целого ряда городских и сельских поселений этих районов - не содержали всех требований, установленных законом. В частности, уставы городских поселений Певек, Билибино, Мыс Шмидта и сельских поселений Рыткучи, Биллингс, Айон, Рыркайпий, Уэлькаль, Ванкарем, Конергино, Амгуэма и ещё четырех поселений Билибинского района не содержали оснований для удаления главы муниципального образования в отставку вследствие допущения им и иными органами и должностными лицами местного самоуправления и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало таким конфликтам. Кроме того, в уставах отсутствовали положения о том, что к вопросам местного значения поселений отнесены и полномочия по созданию условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов страны, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных конфликтов. На противоречащие закону уставы прокуроры принесли 17 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены. Качество городской питьевой воды не соответствовало санитарным нормам24 февраля 2014 года. Прокураторой Билибинского района проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при обеспечении города Билибино питьевой водой. Установлено, что проведенными лабораторными исследованиями питьевой воды в городском поселении Билибино выявлено ее несоответствие требованиям действующего санитарного законодательства. Причиной низкого качества питьевой воды явилось неудовлетворительное состояние водопроводных сетей и сооружений города, что привело к недостаточной очистке воды очистными сооружениями. По выявленным нарушениям главе муниципального образования и руководителю МП ЖКХ Билибинского муниципального района прокурором района внесены представления об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. По результатам рассмотрения актов реагирования руководством муниципального предприятия ЖКХ приняты конкретные меры к устранению нарушений, в том числе, заключен договор подряда на выполнение комплекса работ по ремонту скорых фильтров и замене нижней дренажной системы шести скорых фильтров на водоочистной станции города, завершить которые планируется до 30.03.2014 года, а также запланировано заключение договоров на изготовление проектной документации на монтаж систем водоподготовки. Органы местного самоуправления лишили права регулировать лотереи25 февраля 2014 года. Постановления правительства Чукотского автономного округа нарушали федеральное законодательство. Прокуратурой округа опротестованы постановления правительства Чукотского автономного округа, регулирующие отношения в области проведения региональных лотерей. Основанием для оспаривания нормативных правовых актов послужили изменения в федеральное законодательство, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации лишены права государственного регулирования отношений, возникающих в области организации лотерей и их проведения. Данное полномочие законодателем отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации. Протесты прокурора округа рассмотрены и удовлетворены. http://www.prokuror.chukotka.ru Прокуратура Еврейской автономной областиПрокуратура защитила права граждан, пострадавших от наводнения10 февраля 2014 года. Прокуратура Еврейской автономной области направила в суды более 300 заявлений в защиту граждан, пострадавших от наводнения. Работа с обращениями граждан, пострадавших от наводнения, является одним из важных направлений деятельности органов прокуратуры Еврейской автономной области. Для многих граждан прокуратура остаётся последнейвозможностью защиты нарушенных прав, когда многочисленные походы по инстанциям не приносят результатов. В связи с этим, особое внимание уделяется работе по рассмотрению обращений, поступивших по вопросам чрезвычайной ситуации, большая часть которых признается обоснованной по результатам проверок доводов заявителей. По результатам рассмотрения обращений данной категории органами прокуратуры области в 2013 году принято около 400 мер реагирования. Наиболее активно прокурорами использовалась судебная форма защиты прав граждан. Учитывая, что жители области, пострадавшие в результате наводнения, не имеют возможности самостоятельно обратиться в судебные органы, горрайпрокуроры направили в суды в их интересах 310 заявлений. Например, в прокуратуру Октябрьского района обратился житель села Доброе с жалобой на отказ администрации Нагибовского сельского поселения включить его в список граждан, пострадавших от наводнения. По результатам проверки установлено, что комиссия администрации поселения приняла решение об отказе в выплате заявителю единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей по причине отсутствия регистрации супруги заявителя в жилом помещении, оказавшемся в зоне подтопления. В защиту нарушенных прав мужчины прокурором Октябрьского района в суд направлено исковое заявление об обязании администрации поселения отменить данное решение комиссии и включить заявителя в списки граждан, пострадавших от наводнения для получения финансовой помощи. Исковое заявление судом рассмотрено, требования прокурора ответчиком исполнены добровольно. Прокурором Смидовичского района при разрешении обращения жителя села им. Тельмана установлено, что администрация Приамурского городского поселения необоснованно отказала во включении несовершеннолетних детей заявителя в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. Прокурор района обратился в суд с заявлением о признании действий администрации поселения незаконными и обязании включить несовершеннолетних в указанные списки. Требования прокурора судом удовлетворены. Более 200 заявлений направлено прокурорами в суд в интересах граждан, в целях установления факта постоянного проживания в жилом помещении, учитывая, что заявители по различным причинам проживали в жилых помещениях без регистрации и правоустанавливающих документов. Между тем, в соответствии с действующим законодательством, гражданину для получения адресной финансовой помощи при отсутствии регистрации по месту проживания требуется подтвердить факт проживания в жилом помещении, пострадавшем от наводнения. Работа в данном направлении прокурорской деятельности продолжается. Прокуратура Магаданской областиГородская дума превысила свои полномочия21 января 2014 года. По иску прокуратуры Магадана отменен незаконный порядок отчуждения жилых помещений городского жилищного фонда коммерческого использования. Этот порядок был определен Положением о жилищном фонде коммерческого использования, находящемся в собственности муниципального образования «Город Магадан», которое было утверждено решением Магаданской городской Думы. Он предусматривал, что наниматели жилых помещений, расположенных в жилом доме, ранее используемом в качестве общежития, или комнат в коммунальной квартире указанного жилищного фонда имеют право на приобретение такого жилого помещения путем расторжения договора коммерческого найма и заключения договора купли-продажи. При этом право на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи имели лишь те граждане, которые признаны (или могут быть признаны) нуждающимися в жилых помещениях, и проживающие в нем более трех лет. Проверив законность данного Положения, прокуратура города Магадана установила, что вышеназванный порядок является незаконным, поскольку противоречит федеральному законодательству. Единственным способом отчуждения муниципального имущества в собственность граждан является приватизация, порядок которой определяется исключительно федеральным законом. Причем в настоящее время соответствующий федеральный закон, устанавливающий порядок приватизации муниципального жилищного фонда коммерческого использования, еще не принят. В связи с этим прокуратура г. Магадана оспорила в судебном порядке раздел VI Положения о жилищном фонде коммерческого использования, находящемся в собственности муниципального образования «Город Магадан».Рассматривая это дело, Магаданский городской суд пришел к выводу, что вышеназванный раздел Положения принят Магаданской городской Думой с превышением полномочий, и удовлетворил требования прокурора. Решением Магаданской городской Думы № 114-Д от 24.12.2013 раздел VI названного Положения признан утратившим силу. Органы местного самоуправления не заботились об уборке мусора22 января 2014 года. Администрация п. Бурхала оштрафована за неудовлетворительную работу по обеспечению ежедневного вывоза мусора и обустройству мест сбора отходов. Прокуратурой Ягоднинского района проведена выездная проверка соблюдения администрацией поселка Бурхала требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Установлено, что в нарушение требований закона, на территории муниципального образования «Поселок Бурхала» не обеспечен ежедневный вывоз твердых бытовых отходов из контейнеров. По этой причине все контейнеры были переполнены, а во дворе одного из домов образовалась несанкционированная свалка. Кроме того, места сбора бытовых отходов не обрудованы специальными площадками с водонепроницаемым покрытием для размещения контейнеров и ограждением. По фактам допущенных нарушений закона прокурор района возбудил в отношении администрации муниципального образования «Поселок Бурхала» дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3. КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения). По результатам его рассмотрения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Магаданской области поселковая администрация привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей. 31 января 2014 года. По иску прокуратуры суд обязал администрацию поселка Эвенск обустроить контейнерные площадки в соответствии с требованием закона. Вступило в законную силу решение Северо-Эвенского районного суда о признании незаконным бездействия администрации МО «поселок Эвенск», выразившегося в ненадлежащей организации сбора бытовых отходов и мусора. Основанием для обращения с исковым заявлением в суд послужили результаты проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и благоустройстве на территории п. Эвенск, проведенной прокуратурой района. Установлено, что площадка под мусоросборники и мусорные контейнеры во дворе двух домов по улице Кооперативной в п. Эвенск не соответствует требованиям законодательства. Контейнерная площадка не имеет твердого покрытия и ограждения, отсутствует ящик для сбора мусора. Из-за этого вся площадка захламлена крупногабаритными предметами и твердыми бытовыми отходами. Все это привело большой загрязненности указанной территории поселка. Согласившись с доводами прокурора, суд удовлетворил исковые требования. По решению суда администрация муниципального образования «поселок Эвенск» обязана в срок до 1 июля 2014 года организовать и обеспечить в соответствии с требованиями законодательства обустройство указанной контейнерной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов, с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. 25 февраля 2014 года. Работа администрации п. Синегорье по организации очистки мусороприемных камер жилых домов признана неудовлетворительной. Работники прокуратуры Ягоднинского района приняли участие в заседании санитарно-противоэпидемиологической комиссии, которое состоялось в районной администрации. Помимо её представителей, на заседании присутствовали руководители учреждений здравоохранения, работники территориального отдела Роспотребнадзора по Ягоднинскому району, главы муниципальных образований. Заслушав доклад главы администрации муниципального образования «Поселок Синегорье» об организации сбора и вывоза отходов (ТБО) предприятий и населения, комиссия признала работу муниципалитета по организации очистки мусороприемных камер жилых многоквартирных домов неудовлетворительной. Главе администрации МО «Поселок Синегорье» рекомендовано наладить систематическую санитарную очистку территории поселения в соответствии с нормами СанПиН. Кроме того, по факту ненадлежащей организации сбора и вывоза отходов прокурор района объявил главе этого муниципального образования предостережение о недопустимости нарушения федерального законодательства. Ему также было разъяснено, что в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении прокуратуры, он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами). Прокуроры помогают органам МСУ в разработке муниципального законодательства22 января 2014 года. В 147 проектах нормативных актов муниципалитетов прокуроры выявили нормы, противоречащие закону. В минувшем году прокуроры проводили активную работу по недопущению принятия муниципалитетами незаконных нормативных актов. На проектной стадии изучено 1093 проекта муниципальных нормативных актов, в 147 выявлены нормы, противоречащие законодательству, а также содержащие коррупциогенные факторы. К примеру, прокуратурой Хасынского района направлено замечание на проект постановления администрации муниципального образования «Хасынский район» «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Хасынского района и урегулированию конфликта интересов». Проверка законности этого документа показала, что в состав комиссии были включены лишь муниципальные служащие и лица, прямо или косвенно заинтересованные в исходе рассмотрения конфликта интересов, что противоречит задачам, для которых комиссия создается. Замечание учтено при принятии нормативного правового акта. Помимо изучения проектов муниципальных актов, прокуроры приняли участие в 186 заседаниях органов местного самоуправления, на которых сообщали о нарушениях требований законодательства в принимаемых проектах, а также об иной деятельности прокуратуры. В рамках взаимодействия с органами местного самоуправления прокуроры оказывали помощь муниципалитетам в разработке модельных правовых актов. С этой целью им было направлено 22 модельных муниципальных нормативных правовых акта, которые приняты в 10 муниципальных образованиях. Так, прокуратурой Тенькинского района оказана помощь в разработке проекта порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей на официальном сайте органа местного самоуправления и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования и проекта административного регламента по осуществлению жилищного контроля. Кроме того, прокуроры информируют органы местного самоуправления о новеллах федерального и областного законодательства, влекущих внесение изменений или отмену действующих нормативных правовых актов, требующих принятия новых муниципальных актов. В 2013 году в органы местного самоуправления направлено 80 информационных писем и представлений о необходимости принятия муниципальных нормативных актов, изменения или отмены ранее принятых. Учтено 73 предложения прокуроров, остальные находятся на рассмотрении. Также внесено 49 представлений по факту непринятия муниципальных нормативных актов, определяющих порядок осуществления отдельных видов муниципального контроля, перечня должностных лиц, осуществляющих контроль, в том числе административных регламентов. По результатам рассмотрения 43 представлений необходимые акты приняты. Работа органов прокуратуры Магаданской области в сфере муниципального нормотворчества продолжается. Проверка соблюдения жилищного законодательства29 января 2014 года. Прокуратура оспорила постановление главы администрации п. Палатка, устанавливающее размер платы за жилое помещение. В ходе проверки соблюдения жилищного законодательства прокуратура Хасынского района установила, что отдельные положения постановления главы администрации поселка Палатка «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах с 01 января 2014 года в муниципальном образовании «п. Палатка» противоречат действующему законодательству. В частности, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 утвержден «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее - Перечень), который является обязательным для исполнения. Прежде всего, в этот Перечень включены работы, необходимые для надлежащего содержания несущих и ненесущих конструкций, оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Другой вид работ предусмотрен для надлежащего содержания иного общего имущества в многоквартирном доме (в том числе, сухая и влажная уборка тамбуров, коридоров, лестничных площадок, мытье окон, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов и т.д.). Однако, проверка показала, что в постановление главы поселковой администрации не были включены работы и услуги, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленные вышеназванным Перечнем. В связи с этим прокуратура Хасынского района принесла протест на незаконный нормативный правовой акт администрации п. Палатка. Требования прокуратуры удовлетворены, постановление приведено в соответствие с действующим законодательством. Защита прав многодетных семей на землю30 января 2014 года. Прокуратура г. Магадана защитила права многодетных семей на получение в собственность земельных участков. Прокуратура города Магадана проверила соблюдение земельного законодательства при предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей. Установлено, что по состоянию на 01 декабря 2013 г. на территории муниципального образования «Город Магадан» многодетным семьям необходимо предоставить 241 земельный участок для индивидуального жилищного строительства и 43 - для ведения дачного хозяйства. Между тем, за прошедшие два года был образован только один земельный участок площадью 967 кв. м., в отношении которого проведены кадастровые работы и государственный кадастровый учет. Проверка также показала, что земельные участки, сформированные в районе Дукчинского шоссе и в микрорайоне Солнечный, ранее переданные гражданам, имеющим трех и более детей, малопригодны для индивидуального жилищного строительства и ведения дачного хозяйства. Без расчистки этих земель от зарослей стланика, строительство жилого дома практически невозможно. В территориальных зонах, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, отсутствуют объекты инженерной инфраструктуры (сети электроснабжения, водоснабжения и водоотведения), а также подъездные пути. В связи с этим 26 граждан отказались от предоставления таких земельных участков. В целях восстановления нарушенных прав многодетных семей прокурор города Магадана обратился с заявлением в суд. Требования прокурора удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие департамента САТЭК мэрии г. Магадана при осуществлении обязанности по предоставлению многодетным семьям в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения дачного хозяйства. В течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу департамент САТЭК мэрии г. Магадана обязан сформировать земельные участки по числу граждан, имеющих трех и более детей, и состоящих на учете в качестве нуждающихся в их предоставлении на момент вынесения данного решения. В настоящее время начались работы по формированию еще 5 участков под строительство жилья. 14 февраля 2014 года. В Северо-Эвенском районе не утверждены перечни земельных участков для многодетных семей. Вступило в законную силу решение Северо-Эвенского районного суда по иску прокурора о возложении на комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Северо-Эвенского района обязанности принять меры по формированию земельных участков для предоставления гражданам в собственность бесплатно. Основанием для обращения районного прокурора в суд послужили результаты проверки соблюдения земельного законодательства при предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей. Установлено, что до настоящего времени администрация района не подготовила проекты распоряжений об утверждении перечней таких земельных участков, что создало препятствие для своевременной реализации прав многодетных семей на получение земель для жилищного строительства и дачного хозяйства. Перечни земельных участков должны формироваться и утверждаться на каждый вид разрешенного использования земельного участка и подлежат официальному опубликованию в установленном порядке. Представление прокуратуры, внесенное руководителю комитета по управлению муниципальным имуществом для устранения выявленных нарушений, не было исполнено. В связи с этим прокурор района обратился с заявлением в суд в целях защиты нарушенных прав многодетных семей. Суд поддержал позицию прокуратуры и удовлетворил заявленные ею требования. Исполнение решения суда находится на контроле прокуратуры Северо-Эвенского района. Проверка соблюдения органами МСУ порядка рассмотрения обращений граждан13 февраля 2014 года. Работник администрации посёлка Синегорье оштрафован за то, что не рассмотрел обращение местного жителя. Прокуратура Ягоднинского района проверила исполнение администрацией муниципального образования «Посёлок Синегорье» жилищного законодательства, а также порядка рассмотрения обращений граждан. Установлено, что, вопреки требованиям законодательства, работник поселковой администрации не рассмотрел по существу обращение местного жителя. Вместе с тем, проверка показала, что комиссионный осмотр жилого дома, о котором просил заявитель, не произведен, ответ на обращение в 30-дневный срок не направлен. По данному факту прокурор района внес главе администрации представление об устранении выявленных нарушений. Требование прокурора удовлетворено, произведен комиссионный осмотр дома 6 по улице Энергетиков. Кроме того, за нарушение порядка рассмотрения обращения прокурор района возбудил в отношении работника администрации п. Синегорье дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП. Решением мирового судьи судебного участка № 11 Ягоднинского района ведущий специалист по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального образования «Поселок Синегорье» подвергнут штрафу в размере 5 000 рублей. ![]()
Пользовательского поиска
|